О совершении Иисусом Христом дела спасения.

 

 

 

            Великое дело, для совершения которого воплотился единородный Сын Божий Иисус Христос, есть дело спасения или искупления людей, "Той бо спасет люди Свои от грех их"(Мф. 1, 21), благовествовал архангел праведному Иосифу и Сам Христос говорил о Себе, что Он пришел взыскать и спасти погибшего человека (Мф. 10,11). Отсюда и самое наименование Совершителя нашего спасения - Иисус, еврейское Иегошуз - Иегова спасающий, сокращенно Иешуа - Спаситель. Согласно словоупотреблению в Новом Завете слово "спасение", означает избавление от греха и его последствий, возвращение природы человеческой в нормальное состояние, ее восстановление.

            Для ограниченной человеческой мысли невозможно обнять великое дело Искупителя мира во всей его полноте и всесторонности. Поэтому с древних времен с целью насколько возможно приблизить это дело к усвоению верущим сознанием его принято рассматривать с трех сторон, более или менее полно обнимающих сущность искупительного служения Богочеловека. отсюда и догматиках учение о спасении или сотериология (от Сотир - Спаситель) раскрываются под схемой тройственного служения : пророческого, первосвященнического и царского. По этой схеме Иисус Христос совершил наше спасение трояким способом: как Пророк, просветивший людей познанием истины и давший им закон веры и деятельности, как Первосвященник, принесший себя в жертву для примирения людей с Богом, как Царь, проявивший необходимое для нашего спасения могущество. Эта схема имеет для себя некоторые основания в Священном Писании, где Искупитель называется Мессия Христос- Помазанник. В Ветхом Завете помазанником назывались пророки, первосвященники и цари: все они на свое служение посвящаемы были через помазание и их служение было в сущности прообразом новозаветного служения Иисуса Христа роду человеческому для спасения. О Христе Иисусе Псалмопевец пророчески говорит: "Помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих" (Пс. 44, 8). Указывая таким образом на тройственное служение Христа, Которому в Новом Завете действительно и усвояются наименование пророка (Лк.24, 19) первосвященника (Ев. 9, 14) и царя (Ио. 18, 36). Схема тройственного служения имеет за себя основания и в творениях отцов и учителей Церкви. В зародыше он встречается у Григория Нисского, Лактанция и особенно у церковного историка Евсения. Познее в богословии (особенно протестантском) учение о спасении по этой схеме получило и научную обработку, сущность которой можно представить следующим образом. Человек страдает от трех бедствий: от невежества или незнания истины и добра, от греха, как внутренного своего состояния, от своего бессилия пред окружающим его со всех сторон злом, особенно смертию. Отсюда спасти род человеческий значит освободить его от этих трех бедствий в жизни. Тройственное служение Спасителя, как Пророка или Учителя истины, как Первосвященника или Искупителя греха и как могущественного в борьбе со злом Царя, удовлетворяет этим требованиям.

            Необходимо впрочем, иметь в виду, что при всей своей удоприемлемости схема тройственного служения Христа, имеет только относительное значение. Если дела великих людей трудно бывает уложить в какие-нибудь определенные рамки, то тем более трудно и невозможно уместить в какие- то богословские схемы спасительное дело Христово, принадлежащее Богочеловеку и следовательно, бесконечно богатое своим внутренним содержанием. Следовательно, схема или формула тройственного служения Иисуса Христа имеет не всеисчерпывающее значение, а только относительное, условное, как облегчающая человеку усвоение совершенногоХристом искупительного подвига.

 

 

 

Пророческое служение Иисуса Христа.

            Пророческое служение Иисуса Христа предуказано было еще в Ветхом Завете. Так, пророку Моисею Господь говорил: "пророка восставлю Им от среды братий их якоже Тебе и Я дам слово Мое во уста Его  и возглаголет им, якоже заповедаю Ему"(Втор. 18, 18). Архидиакон Стефан в своей речи пред убиением относит эти слова к Иисусу Христу. Пророк Исаия также от лица Мессии говорит: "Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушеныя сердцем, проповедати пленником отпущение, слепым прозрение, нареши лето Господне приятно" (Ис. 61, 1-2). Эти слова пророка Исаии Сам Господь отнес к Себе, будучи в Назаретской синагоге.

            В чем же состояло пророческое служение Иисуса Христа? Служение ветхозаветных пророков состояло в том, что они, по озарению свыше, возвещали людям волю Божию, учили их истинной вере и благочестию. Пророческое служение Иисуса Христа также состояло в том , что Он, подобно ветхозаветным пророкам, возвестил людям волю Божию о спасении их, принес на землю Евангелие - благовестие о царстве Божием, научил людей божественной истине. Свое пророческое служение Сам Христос считал служением весьма важным, существенным. "Аз на сие родихся, - говорил Он, и на сие приидох, в мир, да свидетельствую истину. И сяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего" (Ио. 18, 37). Свое пророческое служение роду человеческому Иисус Христос совершил непосредственно, когда достигнув тридцатилетнего возраста жизни, Он выступил на поприще общественного Учителя и около трех с половиною лет, до самой Своей смерти, обходил города и селения земли Иудейской, всюду благовествуя Евангелие царствия Божия. Проповедуя в одних местах, Он свидетельствовал: "Яко и другим градовом благовестити Ми подобает Царствие Божия. Яко на се послан есмь" (Лк. 4, 43). И пред самыми страданиями своими Он снова свидетельствует Отцу Своему: "Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне, да совершу…явих имя Твое человеком…глаголы, ихже дал еси Мне дах им"(Ио. 17, 4, 5, 8). Таким образом, пророческое служение Иисуса Христа было, несомненно, существенным Его служением, делом Его жизни. Так понимали Его и апостолы. Они называли Господа Иисуса Учителем и наставником и "пророком", который был силен делом и словом пред Богом и всеми людьми" (Лк. 24, 19).

            Цель пророческого служения Иисуса Христа - научение людей истинному боговедению и богопочтению. Поэтому Христос называется Светом во откровение языков. "Светом истинным, просвещающим всякого человека, грядущего в мир" (Ио.1, 9), и апостол свидетельствует о Иисусе Христе, что "Он дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиного" (1 Ио.5, 20). Сам Господь Иисус Христос, как бы оттеняя важность Своего пророческого учительного служения, не только приписывал Себе звание учителя, но и говорил, что в полном и собственном смысле Учителем людей может быть только Он Один". "Вы же не называйтеся учители, говорил Он апостолам, едини бо есть, ваш Учитель, Христос" (Мф. 23, 8). Таким образом, Он есть Учитель единственный, ни с кем несравнимый. Его отличие и преимущество пред всеми учителями и пророками Ветхого Завета состоит в совершенно особом, ином отношении к возвещаемой  им истине. Пророки светили Миру заимствованным от Бога светом и в такой мере, в какой получали его от Бога. Даже о величайшем из рожденных женами пророках Иоанна Крестителя сказано, что "он не был светом, но был послан, чтобы засвидетельствовать о свете" (Ио. 1, 8). Христос же есть самосветящийся свет миру, не заимствовавший его от другого света, потому, что Он Сам есть истина. "Аз есмь путь и истина и живот" (Ио. 14, 6), и еще: "Аз есмь свет миру" (Ио. 8, 12). Отсюда объясняется и самая форма речей Христа. Он говорит от Своего имени, тогда как обычные выражения пророков были: "Рече Господь ко мне", "Бысть слово Господне ко мне", "Сия глаголет Господь" и т.п. Христос же, будучи Сам Первоисточник и Законоположник Истины, обычно говорил: "Аз же глаголю вам…Аминь, аминь глаголю вам…Слушайте: вот вышел сеятель сеять…и т.п. Отсюда же вытекает и необыкновенная сила слова Его, то неотразимое действие, которое производила на слушателей Его речь. Он учил: "яко власть имея", а не как книжники и фарисеи: "со властию бе слово Его" (Лк. 4, 32) - замечает Евангелист об учении Христа и даже слуги, посланные схватить Его, возвратившись говорили: "николиже тако есть глаголал человек, яко Сей Человек" (Ио. 7, 46).

 

 

 

Данный Спасителем Евангельский закон.

             В учении, возвращенном Иисусом Христом обыкновенно различают: закон веры и закон деятельности или нравственный закон Христа. Св.ап. Иоанн учит: "Вемы же, яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истиннеем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный"(1Ио. 5, 20).

            Иисус Христос научил людей истинному боговедению, какого не имели не только язычники, но и иудеи в надлежащей полноте и чистоте. В язычестве в представлениях о Божестве господствовал политеизм и натурализм (обожествление явлений природы). В религии евреев ясно возвещалось учение о едином Боге, но идея духовности Божества затемнена была антропоморфизмами. В учении Иисуса Христа идея эта представляется в чистейшем виде освобожденною от антропоморфического покрова. "Дух есть Бог, говорит Христос, и в разъяснение и подтверждение этой истины продолжает: "и же кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися" (Ио. 4, 24). Насколько возможно для человеческого разумения, Иисус Христос открыл тайну внутренней жизни беспредельного Духа вне отношений Его к миру - возвестив учение о троичности Лиц в Боге, на что в Ветхом Завете имелись только прикровенные указания. Раскрыл Христос и понятие о нравственном Существе Божием, о том, что Бог есть высочайшая любовь неисточайшая любовь  неисчерпаемый источник любви. Эта любовь божественная проявляется в творении мира и в промышлении о нем , и в частности в промышлении о людях.

            По отношению к людям Бог есть Отец, подающий им свои блага, открывающий Свои объятия каждому грешнику кающемуся. В особенности эта любовь к Божия к человечеству проявилась в том, что Он "Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал Его, да всяк веруяй в Сына не погибнет, но имать живот вечный" (Ио. 3, 76). Возвеститил Христос также учение о бессмертии души человека, будущем воскресении умерших, втором своем пришествии, о последнем суде, и вечном блаженстве праведных и мучении грешников.

            А так как все дело Христова о спасении людей получает свое значение и смысл только в личности Иисуса Христа, то понятно, что предметом учения Иисуса Христа было учение Его о Самом Себе, как единородном Сыне Божием, учение о Его Божественном посланничестве и о Его мессианском деле. Когда однажды иудеи спросили Его, что нам делать, чтобы творить дела Божии? То Он ответил: "Се есть дело Божие, да веруете в Того, Его же посла Он, т.е. Отец (Ио.6, 28- 29). И пред Своими страданиями Он также говорил: "Се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога и Его же послал еси Иисуса Христа" (Ио. 17, 3). Все эти истинные учения Иисуса Христа несомненно принадлежат к истинам веры, т.е. к истинам догматическим. Поэтому совершенно не правы те рационалисты, которые утверждают, что в Евангелии совсем нет учения, известного теперь под именем догматического. Такое учение не только имеется, но за ним необходимо признать и весьма существенное значение, потому что вера в Сына Божия, как Искупителя, определяет по Евангелию, все дело нашего спасения.

            Кроме истин веры предметом учения Иисуса Христа были и истины деятельности. Главным стремлением человека, по учению Христа, должо быть искание царствия Божия и правды Его. Ко вступлению  в него призываются все люди. Кто желает войти в это царство и быть достойным его членом, тот должен покаяться, т.е. сознать свою греховность и оставить путь, ведущий к смерти отвергнуться себя: иже хощет по Мне ити, да отвержается себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет" (Мф. 16, 24).

            Вместо самолюбия, начала всякого греха, в основу своей жизни последователь Христа должен положить любовь к Богу, которая должна простираться до готовности ради имени Божия погубить свою жизнь, и любовь к ближнему, которая должна обнимать не только друзей и единомышленников, но и ненавидящих нас врагов и также простираться до самопожертвования. Выше и плодотворнее этого начала для нравственной жизни ничего нельзя и представить.

            Древне- языческому миру совершенно неведомо было это начало, а у еврейского народа оно не получило той широты и глубины, какие даны ему в Евангельском учении. И этот совершенный закон нравственности Иисус Христос не только возвестил, но и воплотил в Своей жизни, явившись Учителем человечества не только посредством слова, но и живым примером собственной жизни и деятельности.

 Отношение Евангельского закона к закону Ветхозаветному.

             Отношение возвещенного Иисусом Христом закона Евангельского (закона веры и закона деятельности) к закону Ветхозаветному определил Сам Новозаветный Законодатель, сказавший: "Не мните, яко приидох разорити закон и пророки, не приидох разорити, но исполнити" (Мф.5, 17). "Исполнить" в приложении к закону обозначает: а) исполнить предписание закона, осуществлять закон и б) восполнить недостающе, усовершить не совсем совершенное, доводить до конца. Таким образом Иисус Христос на деле исполнил то, что предсказано в законе и пророках и возвестил Свое учение. Он довел до конца здание домостроительства человеческого спасения, при этом Он раскрыл внутренний глубокий смысл ветхозаветного закона и чрез это усовершенствовал его. Евангелие, следовательно, должно было заступить закон ветхозаветный, не уничтожая, а восполняя его. "Закон и пророки до Иоанна, говорил Христос, а с сего времени царствие Божие благовествуется" (Лк. 16, 16, т.е. значение в действии ветхозаветного закона простирается только до известного предела времени. "Кончина закона - Христос", - говорит апостол (Рим. 10, 4), выражая ту же мысль, что закон ветхозаветный должен уступить свое место закону, возвещенному Христом. Исполняя предписания закона Моисеева, Христос в то же время премудро предуготовил отмену его. Так, Он неоднократно называл Себя господином и субботы, говорил, что наступает время, когда служение Богу не будет связано с Иерусалимом, подтверждая заповеди закона Моисеева, Он усугубляет их понимание настолько, что они становятся как бы новыми заповедями, возводящими людей к высшему,  нравственному совершенству. Поэтому и апостолы впоследствии учили, что мы - христиане "несмы под знаком, но под благодатию" (Рим. 6, 15). Что мы "мыслим верою оправдатися без дел закона" (обрядового) (Рим. 3, 28), и на апостольском соборе в Иерусалиме торжественно утвердили отмену закона Моисеева для христиан.

            Необходимо  впрочем, сказать, что хотя Евангелие и заступило место закона Моисеева, но это не значит, что закон Моисеев совершенно потеряет значение для христианина и отменен в полном его объеме. Закон Моисеев был приспособлен к духовным потребностям и условиям жизни одного народа и дан в период подготовления человеческого рода и духовному возрождению через Иисуса Христа. Поэтому в законе много временного преходящего, что естественно должно было потерять свое значение и уступить свое место новому, более совершенному. Но то, что составляет в законе его религиозно- нравственную сущность, это имеет вечное значение и остается, хотя и нуждается в восполнении. Таковы например, истины веры: учение Ветхого Завета о Боге и Его свойствах, учение о творении мира Богом, учение об ангелах, учение о Боге- Промыслителе и т.д. Все эти положения остаются незыблемыми и в христианстве, но они восполнены учением о Троичности Лиц в Боге, учением о воплощении Сына Божия, учением об искуплении и другими догматичскими истинами. Точно также и нравственные заповеди закона Моисеева, кратко изложенные в десятисловииб суть заповеди вечные и потому остаются обязательными для христиан. Но в то же время они возвышаются в своей силе, углубляются в своем содержании и объединяются в одной заповеди любви к Богу и ближнем, любви широчайшей и глубочайшей, обнимающей не только друзей, но и врагов и простирающейся до самопожертвования, до готовности положить душу свою за други своя.

            Возвышенный Иисусом Христом Евангельский закон предназначен не для одного какого- либо народа, а для всего человечества. Это видно из данной Им апостолам заповеди. "Шедше научите вся языки" (Мф. 28, 19). "Шедше в мире весь, проповедите евангелие всей твари" (Мк. 16, 15). И апостолы, облеченные в день Пятидесятницы, силою свыше, "исшедше проповедаша всюду" (Мрк. 16, 20). И по словам Христа наступит время, когда действительно "провестся евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем языком, и тогда приидет кончина" (Мф. 24, 14).

            Из последнего изречения можно также видеть, что преподанное Иисусом Христом учение преподано на все времена. Путь ко спасению, указанный Спасителем, остается единственным и непреложным, на все времена и потому думать, что в будущем учение Иисуса Христа будет заменено новым, более совершенным учением, как думают некоторые - совершенно неправильно. В учении Христа Спасителя мы имеем всю глубину Богопознания и всю полноту нравственного учения. "Вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам", говорит Христос о Своем учении (Ио. 15, 15). И Апостолы свидетельствуют, что они не упускали возвещать "всю волю Божию" (Деян. 20, 27) и потому они утверждали, что "основания иного никтоже может положити, паче лежащего, еже есть Иисус Христос" (1 Кор. 3, 11). Глубина Богопознания, возвещенного Христом и недосягаемая высота нравственного учения Евангелия, позволяет сказать, что Евангельский закон есть закон новый по сравнению с законом ветхозаветным. Поэтому и Христос Спаситель, раскрывая высоту и силу христианской любви говорил: "Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, якоже возлюби вы" (Ио.13, 34). И еще в Ветхом Завете пророк Иеремия возвещал: "се дние грядут глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их, в день, в оньже емщу Ми за руку их, извести я от земли Египетския" (Иер. 31, 31-32), т.е. не по завету Синайскому, ветхозаветному.

 

 

 

Первосвященническое служение Иисуса Христа.

 

 

 

            Как пророк, Иисус Христос возвестил людям "глаголы жизни вечной" (Ио. 6, 68) и Своею святою безгрешною жизнию показал людям путь праведной жизни, ведущей ко спасению. Однако, одно научение истине и пример совершенной жизни не могут спасти человека подобно тому, как, например, не выздоравливает умирающий от того, что к его болезненному одру приведут цветущего здоровьем человека и посоветуют подражать ему. Для спасения человека необходимо было не только научить людей пути ко спасению, но и восстановить союз или общение его с Богом, нарушенный грехом человека. Вне Бога для человека нет спасения, но грех и греховное состояние природы человека  составляли то средостение, которое стояло между Богом и человеком. Нужно было очистить природу человека от скверны греховной, внутренне возродить человека, восстановить его поврежденную природу, чтобы сделать возможным его общение с Богом. Кроме того, нужно было изгладить уже совершенный грех, т.е. понести за него то осуждение, которое определено было правдой Божией за грехи человека, причем это осуждение должно было понести Существо, само не причастное греху и потому не подлежащее за себя осуждению. Все это и совершено первосвященническим служением Иисуса Христа. Первесвященническое служение Иисуса Христа, также как и Его пророческое служение, было предуказано в Ветхом Завете в служении ветхозаветных первосвященников.

            Ветхозаветный первосвященник был представителем еврейского народа и ходатаем за него пред Богом. Главная обязанность его состояла в том, что он приносил молитвы и жертвы за себя и за людей и однажды в год входил во святая святых с кровью жертвенного животного для окропления святилища, дабы тем очистить грехи собственные и грехи народа. Иисус Христос, о Котором Господь устами Давида изрек: "Ты еси иерей во век почину Мелхиседекову" (Пс. 10, 4), совершил  Свое первосвященническое служение. Будучи Сам безгрешен, Он принял на себя грехи всего мира, понес на Себе всю тяжесть их следствий, претерпел все, что определила Правда Божия в наказание за грех человека, явил в Себе человека чистого, праведного пред Богом и таким образом сделался источником нашего избавления от грехов, оправдания и освящения. Своим первосвященническим служением Иисус Христос не только восстановил разрушенный грехом союз между Богом и человеком, но и преобрел нам величайшие блага открыв все сокровища любви Божией к человеку.

 Таким образом первосвященническое служение Иисуса Христа заключает в себе несколько моментов. Искупление людей от греха и его следствий, примирение людей с Богом посредством жертвы, принесенной Христом, нравственное возрождение людей. Все эти моменты, конечно, можно разделить только мысли, в действительности же они неотделимы.

            Первосвященническое служение Иисуса Христа обнимает всю Его земную жизнь - от воплощения до крестной смерти и известно на церковном языке под именем истощания, но по преимуществу страдания и крестная смерть Богочеловека составляют жертву искупления и спасения человека. самое воплощение Сына Божия было уже "главизной", т.е. началом и основанием нашего спасения, а следовательно и началом первосвященнического служения Христа. И это не только потому, что без воплощения не могло быть земной жизни и крестной смерти Богочеловека, но и потому, что в акте воплощения  Бог и человек встретились. Бог, воплотившись в лице Иисуса Христа, Сам снизошел к людям, приблизился к ним так, как только возможно, восприняв нашу природу кроме ее греховности. Он жил с людьми, и их жизнью, как с братьями по плоти и духу и чрез это и людей  ввел в теснейшее единение с Богом, не по духу только, но и телу. Человечество в Его лице удостоилось обожения, вознесено на божественную и небесную высоту. Такое значение усвоили воплощению и древние учители церкви. Бог Слово, учит св.Ириней, "по неизмеримой благости Своей сделался тем, что и мы, дабы и нас делать тем, есть Он". "Слово воплотилось - чтобы мы обожились", говорит св. Афанасий Великий. "Бог вочеловечился и человек обожился", - учит св. Григорий Богослов.

            Значение воплощения Сына Божия выражено в словах первосвященнической молитвы Иисуса Христа. "Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино буду, да и мир веру имеет, яко ты Мя послал еси. И аз Славу, юже дал еси Мне, дах им: да будут совершеннии  во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси, и возлюбил их, якоже Мене возлюбил еси (Ио. 17, 21- 23).

 

 

 

Земная жизнь Спасителя как искупительный подвиг.

            Начавшись с воплощения, первосвященническое служение Иисуса Христа  обнимает всю Его земную жизнь с ее скорбями, страданиями и крестной смертию. Вся эта жизнь единый неразрывный подвиг, искупительная жертва, принесенная Христом ради нас и нашего спасения. Свою жизнь Иисус Христос осуществил то, что должен был осуществить род человеческий. Человек виновен был пред Богом преслушанием воли Его. В этом состоял грех первых людей. Но и каждый последующий грех состоял в том же, в преслушании воли Божией, в искании независимости от Бога, равенства с Ним. Необходимым следствием греха, т.е. отпадения людей от Источника жизни было осуждение греха праведным судом Божиим, т.е. разнообразные бедствия и страдания в жизни людей и тягчайшее из них - смерть временная и вечная. Ясно, что для спасения человека от греха и его следствий, нужно было совершить противоположное тому, что произошло при падении человека. непослушание Богу нужно было заменить совершенным послушанием Ему, неповиновение воле Его - всецелым исполнением Его воли, искание независимости от Бога и равенства с Ним - чистою и святою любовию к Богуи полным отречением от своей воли. Равным образом для устранения следствий и наказаний греха - страданий, скорбей и смерти, нужно было добровольно воспринять на себя и понести все эти наказания, будучи самому непричастным к ним. Все это и совершил Христос Спаситель. Он понес ради нас и ради нашего спасения двоякий крест. Крест безусловного послушания воле Божией и крест вольных страданий.

            Самое пришествие Его в мир было уже послушанием воле Отца, Которому Он сказал, входя в мир: "Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил Ми еси. Всесожженный и о гресе не благословил еси. Тогда рех: се иду. В главизне книжной написася о Мне, еже сотворити волю Твою, Боже" (Евр. 10, 5- 7). Будучи образом Божиим, Он "смирил Себе, послушлив был даже смерти, смерти же крестныя" (Фил. 2, 8), - говорит апостол и действительно, вся земная жизнь Иисуса Христа была проявлением совершеннейшего послушания воле Отца Небесного, состоянием уничижения или истощания. родился Он хотя от Чистейшей и Святейшей, но бедной и беззаветной Матери, в вертепе и первой колыбелью Его были ясли животных. В положенное законом время терпит болезнь обрезания, затем подвергается гонению от Ирода и бежит в Египет. По возвращении из Египта поселяется в бедном маленьком городке Назерете и около 30 лет остается в совершенной неизвестности для мира, живя в доме мнимого отца древодела, разделяя с ним труды его. Затем Он, Господь и Владыка мира, принимает крещение от одного из рабов Своих, добровольно терпит сорокадневный пост и искушение от диавола.

            Во время Своего общественного служения Он неоднократно свидетельствует, что пришел творить не Свою волю, но волю Отца Своего: "Снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца" (Ио. 6, 38). Исполнение этой воли Он ставит целью Своей жизни "Мое

брашно, - говорит Он, есть, да сотворю волю пославшего Мя Отца и соверше дело Его" (Ис. 4, 34). И весь этот многотрудный подвиг нашего Спасителя был именно подвигом Его первосвященнического служения. Все это истощение Его имело целью нашего спасения. Об этом так говорит апостол: "Иже во днем плоти Своея моления же молитвы и могущему спасти Его от смерти с воплем крепким и со слезами принес, и услышав быв от благовеинства: аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию. И совершився бысть всем послушающим Его виновен спасения вечного, наречен от Бога первосвященник по чину Мелхиседекову" (Евр. 5, 7- 9). Совершеннейшим послушанием Своим Иисус Христос загладил непослушание людей Богу, и тем победил грех, явил человека праведным и достойным любви Божией, заслужил жизнь всему человечеству, повинному смерти и проклятию закона за свою греховность. "Якоже единого прегрешением во вся человеки виде осуждение, учит апостол, такоже и Единого оправданием во вся человеки вниде оправдания жизни. Якоже ослушанием единого человека грешни быша мнози, сице и послушанием Единого праведни будут мнози" (Рим. 5, 18, 19), конечно, под условием свободного участия людей в подвиге Христова послушания.

            Своего высочайшего выражения крест послушания воле Отца Небесного достиг в гефсиманском борении, когда Иисус Христос троекратно взывал: "Оте Мой, аще возможно есть да мимоидет от Мене чаша сия, обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты" (Мф. 26, 39). "Не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22, 42). Но непрерывно с этим крестом смирения, послушания, уничижения Христос Спаситель нес и другой крест, крест вольных страданий, этих неизбежных следствий греха. Приняв на Себя грехи всего мира, Спаситель принял на Себя и все наказания греха. Пророк Исаия говорит: "Сей грехи наша носит, и о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде, и в язве от Бога и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша. Наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелихомся" (53гл. 4- 5). Вся Его земная жизнь есть крест Его вольных страданий, мучений и скорбей, которые свое завершение нашли в Его крестных страданиях и смерти. Здесь Христос испил за нас всю чашу гнева Божия и потерпел самые болезни адовы: здесь Сам Он открылся ученикам Своим: "Прискорбна есть душа Моя даже до смерти" (Мф. 26, 38). Носящий всяческая глаголом силы Своея имея теперь нужду в укреплении от ангела. Он так скорбел и тужил под тяжестью грехов человеческих и с таким напряжением молился, о мимоитии от Него чаши, что с Него капал кровавый пот. На кресте, которому Он был предан, с неописуемыми муками телесными соединились и душевные скорби и муки. Здесь в последние минуты Своих страданий Он испытал и тягчайшие из наказаний за грех - чувство богооставленности (Мф. 27, 46). На древе крестном Он, как Первосвященник, принес Себя в умилостивительную жертву Богу и искупил нас своею честною кровию. "Христос же пришел архиерей грядущих благ, говорит апостол... ни кровию козлею, ниже тельчею, но Своею кровию вниде единою во святая святых" (Евр. 9, 11- 12).

 Смерть Иисуса Христа как искупительная жертва.

            Страдания Иисуса Христа, закончившееся Его крестной смертью, не тоже, что страдания и смерть обыкновенный людей. Страдания и смерть всех людей суть неизбежные следствия первородного греха и наказания за грехи личные: смерть, по Апостолу, есть оброк греха, Иисус Христос, как безгрешный, лично свободен был от этих бедствий и скорбей: равным образом и смерть не имела над Ним власти, как чистом и свободном от греха первородного и грехов личных и, следовательно, не была для Него необходимостью. Если же Он и вкусил смерть, то только потому, что добровольно подчинил Себя ее власти. "Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю", - говорил Он. "Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю о Себе: область имам положити ю, область имам паки прияти ю" (Ис. 10, 17- 18). Если же Христос Спаситель добровольно подчинил Себя смерти, то значит это нужно было для спасения человечества. Значит смерть Его имела искупительное значение, необходима была по домостроительству (также), как необходимо было и воплощение Сына Божия. Священное Писание так и учит нас смотреть на крестную смерть Иисуса Христа, как на искупительную жертву. "Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха", говорит апостол Иоанн (1 Ио. 1, 7).

            Чтобы несколько уяснить себе искупительное значение крестной смерти Иисуса Христа, необходимо принять во внимание следующее. Иисус Христос в Священном Писании часто называет Агнцем, Агнцем Божиим, а Иоанн Предтеча еще яснее называет Его "Агнцем Божии, вземлеющим грехи мира" (Ио. 1, 29). Все эти наименования возводят мысль нашу к агнцу - жертвенному животному Ветхого Завета и самим жертвам. Жертвы в Ветхом Завете были приносимы для того, чтобы испросить у Бога прощения грехов, достигнуть примирения с Ним и освобождения от наказаний за грехи. Грехи приносящие жертву при этом, как бы переносились на неповинное животное, что символически выражалось возложением рук грешника на жертвенное животное и исповеданием вслух грехов над ним. Животное закалалось, проливалась его кровь, оно умирало, и смерть или кровь его являлась, так сказать, заменой смерти грешника, определенною правдою Божию за грехи человека искупительным наказанием, освобождающим человека от его виновности. Вместо грешного человека умирало невинное животное, принимавшее на себе грехи его. Конечно, дейсвительного очищения грехов эти жертвы не давали, "ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи", говорит св. ап. Павел (Евр. 10, 4), но они предуказывали, на будущее, действительное очищение от грехов жертвенной кровью Агнца Божия Искупителя. Пророк Исаия определенно изображает Мессию "Мужа скорбей" страждующим за грехи наши и страданиями Своими приобретающим нам спасение. Сравнивая Его с агнцем, ведомым на заклание, пророк говорит, что Господь возложил на Него грехи наши, и Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни.

            Таким образом выражение "Агнец Божий" указывает, что Иисус Христос есть Агнец, избранный Самим Богом, и следовательно, не случайно имеет подвергнуться смерти, но по вечному определению Божию. Это - Агнец, вземляющий грехи мира. "Взять грех" - означает понести наказание за грехи свои или чужие, принять на себя вину, снять с кого-нибудь вину понесением наказания за грех. Конечно, это не значит, что Христос взял на Себя грех, в смысле греховности и нравственной развращенности души, что Он Сам стал грешником, а значит только, что Он взял на Себя грех  в смысле нравственной ответственности за грех, что Он подвергнул Себя всему тому, чему подвергал грех человека - страданиям и смерти.

            В изречениях Священного Писания мы находим подтверждение мыслей в том, что смерть Иисуса Христа есть искупительная жертва и что она есть источник нашего очищения от грехов, рассмотрим некоторые из них.

            Незадолго до Своих страданий Господь говорит Своим ученикам, спорившим о первенстве в царство Мессии. Они человечески же прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих "литрон анти поллон" (Мф. 20, 28). Слово "литрон", особенно в связи с "анти", обозначает цену или плату, за которую, например, первенцы, посвящавшиеся на служение Богу освобождались от этого, военнопленные и рабы получали свободу, преступники, обязанные по закону нести наказание и даже иногда смерть, освобождались от наказания. Смысл выражения значит будет такой: Иисус Христос Своею смертию дал как бы выкуп за нас. Мы должны были нести за свои грехи, как наказание, смерть: но смерть Христа явилась выкупною платою или средством для освобождения нас от этого наказания, она заменила нашу смерть. На последней вечере, подавая чашу благословения, Господь сказал ученикам Своим: "Сия чаша Новый Завет Моею кровию, яже за вы проливается" (Лк. 22, 20).

            Здесь крестная смерть Иисуса Христа сопоставляется с жертвой завета, которую Моисей принес за народ во время заключения союза с Богом на горе Синае. Об этом событии передается, что когда Моисей прочитал вслух народа книгу завета и народ дал обещание быть послушным Богу, то Моисей взял кровь жертвенную и окропил народ, говоря: "Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих" (Исх. 24, 8). Противопоставление Иисусом Христом Своей крови нового завета или нового союза с Богом крови ветхозаветных жертвенных тельцов показывает, что Своей смерти Христос усвоял значение жертвы. Так же учили и апостолы. Ап. Петр учит "со страхом житии вашего время жительствуйте, ведяще, яко не истленным сребром или златом избавистеся от суетного вашего жития, отцы преданного, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа" (1 Петр. 17, 18- 29).

            Призывая христиан к богоугодной жизни, апостол указывает, что они освобождены, выкуплены от прежней,  греховной жизни не золотом или серебром, чем обыкновенно выкупаются военнопленные и рабы, а несравненно более дорогой ценою, что честная кровь непорочного Агнца, т.е. крестная смерть Иисуса Христа есть искупительная цена за грехи мира. Весьма многочисленны свидетельства об искупительном значении смерти Христовой у ап. Павла. Так, в послании к  Галатам апостол пишет: "Христос искупил ны от клятвы законныя, быв по нас клятве" (3, 13), т.е. Иисус Христос, будучи Сам свободен от клятвы закона, от осуждения или наказания за неисполнение закона, терпит на Себе осуждение, которому подлежат беззаконные люди, и тем приобретает им искупление. Тот же апостол говорит: "О Нем, т.е. Иисусе Христе, имамы избавление кровию Его и оставление прегрешений" (Еф. 1, 7), т.е  кровь Иисуса Христа есть избавление "аполитросис" - выкупная цена, освобождающая людей от рабства греху и его следствий - гнева Божия и смерти. Если же смерть Иисуса Христа служила выкупною платою за грехи людей заменою их смерти, - то ясно, что она есть искупительная жертва для спасения людей, подобная ветхозаветным жертвам. Иногда Апостол Павел сравнивает жертву Христову с определенными видами ветхозаветных жертв. Так, он говорит: "Пасха наша за ны пожрен бысть Христос" (1 Кор. 5, 7), сравнивая жертву Христову с пасхальною жертвою Ветхого Завета. Как агнец пасхальный в Ветхом Завете был не только пасхальною трапезою, но и искупительною жертвою Богу, выкупом первородных, равно служил благодарственным воспоминанием об освобождении евреев от рабства египетского, так и смерть Иисуса Христа, Агнца Божия, служит такою жертвою, которая избавляет людей от смерти и плена диавола.

            Особенно подробно раскрывает ап. Павел учение об искупительной жертве Христовой в послании к Евреям. Здесь Иисус Христос изображается как Первосвященник, приносящий жертву за грехи людей, и как и сама жертва, приносимая Богу. В жертвоприношении Христовом, по словам апостола, осуществилась знаменательная жертва, которую первосвященник приносил в великий день очищения, когда он входил во святое святых с жертвенною кровию и кропил ее крышу завета в знак очищения грехов народа и своих собственных. "Христос же, - говорит апостол, Архиерей грядущих благ… ни кровию козлею, ниже тельчею, но Своею кровию, вниде единою во святая, вечное искупление обретый" (Евр. 9, 11-12). Ему не было надобности подобно ветхозаветному первосвященнику входить во святая каждый год. Он, как вечный Первосвященник "единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою Своею явися", (Евр. 9, 26) и "едином приношением совершил есть во веки освящаемых" (Евр. 10, 14).

            Таким образом, по ясному учению Священного Писания, неповинная смерть Иисуса Христа была ценою, выкупом за грехи людей, повинных пред судом правды Божией смерти за свою греховность, иначе - искупительною жертвою. Вместе с тем она есть и источник очищения людей от грехов. Бог ради Своей правды требует от человека свободы от грехов, или очищения их, Сам Он предлагает и средство для уничтожения грехов и очищения от них - жертву Сына Своего. "Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякаго греха", - говорит Апостол (1 Ио. 1, 7). И еще: "Той (т.е. Иисус Христос) есть очищение о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира" (1 Ио.2, 2). Св. ап. Павел также учит: "Бог Его" ( Егоже Иисуса Христа) предположи Бог (т.е. предназначил, определил) очищение верою в крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов" (Рим. 3, 25). По мысли апостола Сам Бог, чтобы показать правду Свою, наказывающую грехи людей во Христе Иисусе, предназначил для очищения людей от грехов и от наказаний за них крестную смерть Иисуса Христа. Сам Господь Иисус Христос, раскрывая очистительное значение Своих крестных страданий и смерти, говорил Своим ученикам на последней вечери, подавая им хлеб и чашу: "Сие есть тело Мое, еже за вы даемое" и "сия бо есть кровь Моя, яже за многия изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26, 28). И святая Церковь веру свою в очистительную силу крестной жертвы Христовой ясно выражает в словах евхаристической молитвы, которую читает священник, погружая вынутый за здравие и упокой частицы просфор в потир. "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих". Все эти изречения ясно свидетельствуют, что чрез жертву Христа люди делаются чистыми, святыми, непорочными и неповинными пред Богом и таким образом примируются с Богом. О таком значении спасительной жертвы Христовой, так говорит апостол в послании к Колосянам: "В Нем (т.е. Иисусе Христе) благоизволил Бог всему исполнению вселитися и тем примирити всяческая к Себе, умиротворив кровию креста Его чрез Него аще земная, аще ли небесная" (Колос. 1, 19-20).

 

Всеобщность искупительной жертвы Сына Божия.

             Жертва, принесенная Христом Спасителем, имеет универсальное значение. Это значит, что спасительная сила ее простирается на всех людей, на грехи и на все времена.

            Св. Апостолы называют Иисуса Христа ходатаем за всех. "Один есть Бог и один ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех" (1 Тим. 2, 5-6). "Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и всего мира" (1 Ио. 2, 2), - говорит ап. Иоанн. Он "всем человеком хощет спастися и в разум истины приити" (1 Тим. 2, 4). Если же не все спасаются, то причина эта заключается не в недостаточности жертвы Христовой, а в том, что не все следуют божественному призыву и не все веруют в Искупителя. Сила заслуг Хритовых простирается на все грехи. Ап. Иоанн пишет: "Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха" (1 Ио. 1.7). По словам ап. Павла Иисус Христос "дал есть Себе за ны, да избавит нас от всякого беззакония". Спасительная сила смерти Христовой простирается и на все времена. Она простирается на прошедшие - дохристианские времена. Апостол говорит, что Бог "предположи Иисуса Христа" очищение верою в крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов" (Рим. 3, 25). Она обнимает времена настоящие. "Аще исповедуем грехи наша, учит ап. Иоанн верен весть и праведен, да оставит нам грехи наша  и очистит нас от всякия неправды" (1 Ио. 1, 9). Простирается ея действие и на все будущие времена. "Аще кто согрешит, - пишет тот же апостол, ходатая имам ко Отцу. Иисуса Христа, Праведника. И той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и всего мира" (1 Ио. 2, 1, 2). По словам ап. Павла Христос Первосвященник вечный, поэтому и принесенная Им жертва имеет ходатайственную силу на вечные времена. В противном случае, т.е. если бы смерть Его не имела силы вечной, Ему подобало бы "множицею", т.е. не один раз "страдати от сложения мира". Но Он единою (один раз) в кончину веков, во отметание греха жертвою Своею явися" (Евр. 9, 26) и "едином бо приношением совершил есть во веки освящаемых" (Евр. 10, 14).

            Спасительные действия жертвы Христовой простираются и на все следствия греха. Грех человека, расторгший союз его с Богом неизбежно расторг его союз и с ангелами Божиими. Но с принесением крестной жертвы воостанавливается общение человека с небом и небожителями, ибо во Христе Иисусе "благоизволил Бог примирити всяческая, умиротворив кровию креста Его чрез Него аще ли земная аще ли небесная" (Колос. 1, 20). "Врази бывше, примрихомся Богу смертию Сына Его" (Рим. 5, 10). После грехопадения люди сделались рабами диавола. Освободив людей от рабства греху, т.е. от подчинения ему, как непреодолимой силе, Иисус Христос освободил их и от владычества над ними диавола. Он "упразднил имущаго" державу смерти, сиречь диавола" (Евр. 2, 14). "Отнял силы  у начальства и властей. Избавил нас от власти тьмы и ввел в Свое царство" (Кол. 1, 13). Оброком греха является смерть духовная и телесная. Но искупительной смертью Иисуса Христа положено начало над обоими видами смерти. Воскресение Христа есть победа над смертию и залог воскресения телесного. Для духовного возрождения человечества Господом основана церковь с полнотою благодатных даров. "За грех человека подвергалась проклятию и земля, и вообще тварь подвергалась суете и доныне воздыхает и соболезнует с нами. Но теперь она с надеждою ожидает обновления человечества и откровения сынов Божиих в уповании, что и "сама тварь освободится от работы истления в свободу славы чад Божиих" (Рим. 8, 21).

 

Вменение искупительного дела Иисуса Христа всем людям.

             Спасительная сила жертвы простирается на всех людей. На чем же, спрашивается, основывается это вменение искупительной силы жертвы Христовой всем людям? Некоторый ответ на этот вопрос мы находим в Священном Писании. Ап. Павел говорит, что во Христе Иисусе мы имеем "избавление кровию Его и оставление грехов. Яко Тем создана была всяческая, на небеси и яже на земли, видимая и невидимая…всяческая Тем и о Нем создашася и Той есть прежде всех, и всяческая в Нем состоится" (Колос. 1, 14-17). Из этих слов видно, что основание для такого вменения Апостол указывает в творческом, промыслительном отношении Сына Божия к миру. Как Творец всего мира земного и небесного, Он действительно мог принять на себя все грехи мира. Если бы Иисус Христос был только обыкновенным человеком или даже одним из высших ангелов Божиих, то Он хотя бы и мог пострадать за мир, но не мог бы спасти мир, потому что не мог бы принять на Себя все грехи мира. И поскольку Сын Божий является причиною самого существования мира, поскольку "всяческая Тем и о Нем (т.е. для Него) создашеся", поскольку только Он один и мог снять грехи с Своего создания и принять их на Себя Самого и чрез это спасти весь мир от погибели и таким образом, достигнуть целей Своего Божественного творчества.

            Другое основание для вменения искупительной силы жертвы Христовой всем людям, заключается в учении о Спасителе, как втором Адаме. Восприняв в единство Своей божеской Ипостаси чистое и безгрешное единосущное нам человечество Сын Божий стал в такое же отношение к нам, в каком находится Адам к своим потомкам, а именно Он сделался новою благодатию главою человечества, почему и называется вторым Адамом или вторым человеком (1 Кор. 15. 47). Поэтому как человек, Иисус Христос может иметь такое же значение для человечества, какое имел Адам. "Якоже бо ослушанием единого человека грешни быша мнози, сице послушанием Единого праведни будут мнози" (Рим. 5, 19). "Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых. Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут (1Кор. 15, 21-22).

            И как от Адама все люди наследуют греховность и виновность пред Богом, так второй Адам, как новая всемогущая глава человечества, передает всем членам Своим или верующим в Него Свою праведность и заслуги Свои пред Богом. "Как Адам для своих потомков сделался причиною смерти, введенной в мир Адамовый падением, хотя они и не вкусили древесного плода, так и Христос для верующих в Него, хотя и не совершивших праведных дел, сделался виновником праведности, которую всем нам даровал через крест", - так рассуждает св. Иоанн Златоуст.

            Различие между участием людей в плодах искупления и участием их в грехе Адама лишь то, что последнее является единственным и необходимым, а участие в благах, дарованных Христом, есть свободное и сознательное, и совершается чрез благодатное и таинственное воссоединение человеческой личности во Христом, через привитие ее ко Христу.

            Искупительный подвиг Иисуса Христа - источник всех духовных благодеяний для верующих. "От исполнения Его мы вси при прияхом и благодать возблагодать" (Ио. 1, 16), т.е. все  возможные благодатные дары стали доступны людям, осуществляющим полноту христианской жизни. Человечество получило доступ в Небесное Царство, возможность теснейшего общения с Богом. "Сей Самый Дух спослушествует (свидетельствует) духови нашему, яко есми чада Божия. Аще чада, и наследницы, наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу (Рим. 8, 16-17).

            Как дети и наследники Божии истинные христиане могут участвовать во всем, что принадлежит Богу: в святости, в бессмертии, в славе и блаженстве. Как сонаследники Христу люди приобрели возможность в какой-то мере приблизится к тому прославлению, которое даровано Искупителю по Его человечеству: "Отче, ихже дал еси Мне хощу, да идеже есмь Аз и тии будут со Мною, да видят Славу Мою, юже дал еси Мне" (Ио. 17, 24).

            "Темже убо к тому несте странии и пришельцы, - говорит Апостол о христианах, по сожителе святым и приснии Богу" (Еф. 2, 19). О славе святых говорит Сам Спаситель: "Праведницы просветятся, яко солнце в царствии Отца их" (Мф. 13, 43).

 

 

 

Царское служение Иисуса Христа.

             Пророческое и первосвященническое служение Иисуса Христа завершается Его царским служением, которое является в искупительном деле Его столь же важным и необходимым, как и первые два служения. Цель этого служения состояла в том, чтобы явить дело спасения пред людьми, т.е. показать, что Христос есть действительно Бог Спаситель мира, что Он действительно упразднил грех, как преграду между человеком и Богом, победил смерть и разрушил царство диавола, восстановив вместо него царство Божие и даровав людям все необходимые средства для усвоения совершенного спасения.

            Царское служение Иисуса Христа предуказано было еще в Ветхом Завете, где грядущий Мессия изображается Царем Сионским, славным потомком Давида, вечным Владыкой народов. Эти предуказания подтверждены были архангелом Пресвятой Деве Марии, который благовествую Ей о зачатии Иисуса, говорит: "И даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его" и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца" (Лк. 1, 32-33). Таким образом, будучи вечным Царем по Божеству Иисус Христос в самом воплощении был помазан Духом Святым в Царя и по человечеству, и не отрицался от этого достоинства и во дни Своего уничтожения. Так, Он принял исповедание Нафанаила: "Равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев" (Ио. 1, 49), а также народные восклицания при торжественном входе Его в Иерусалим. "Осанна Сыну Давидову"(Мф. 21, 9)," Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев" (Ин. 12, 13). На вопрос Пилата: Царь ли еси Ты? Он ответил утвердительно. "Ты глаголеши, яко царь Аз есмь"(Ио. 18, 37). И на прощальной вечери Он говорил ученикам Своим: "Аз завещаю Вам, якоже завеща Мне Отец Мой, царство" (Лук. 22, 29), а после воскресения Своего сказал им: "Дадеся Ми всякая власть не небеси и на земли" (Мф. 28, 18). Неоднократно о царственной власти Христа говорили и апостолы, особенно ап. Павел, свидетельствуя, что Бог посадил Его, т.е. Иисуса Христа. "Одесную Себе на небесных…и вся покори под нозе Его" (Еф. 1. 21-22)., что "подобает Ему царствовати, доднеже положит вся враги под ногами Своими" (1 Кор. 15, 25).

            Усвояя Себе царственное достоинство, Христос Спаситель и Сам неустанно учил о царствии Божием и учеников Своих послал проповедать Царствие Божие, так что можно сказать, что учение о царствии Божием составляло главный предмет Его проповеди, как и до ныне идея царства Божия является центральной в христианском миросозерцании. Сам Христос указал и характерные черты царства Божия. "Царство Мое несть от мира сего" (Ио. 18, 36), - говорит Он, противопоставляя его таким образом обыкновенному, земному царству, царству политическому: когда фарисеи, понимавшие царство Мессии именно в смысли внешнего политического царствия, спросили однажды Спасителя: "Когда приидет царствие Божие" (то Он ответил, не приидет царство Божие с соблюдением, т.е.приметным образом, под видом внешнего, мирского царства, с внешним блеском и славою…се бо царствие Божие внутрь вас есть" (Лк.17 . 20-21), т.е. в душе человека, в таких ее расположениях, которые выражаются в благоугождении Богу, в покорности Его воле. Путь в это царство тесный и узкий, так что только употребляющие усилия входят в него. Это - путь креста и страданий, путь самоотречения во имя любви ко Христу". Всецело отречение человека от зла, внутри его живущего и вне его находящегося, и всецелая готовность последовать за Христом, всецелая Ему преданность в мыслях, чувствах и желаниях, до готовности на перенесение скорбей и бедствий всякого рода - вот что приводит человека в царство Божие.

            Как царство духовное, царство правды, истины и добра, царство Божие не связано ни с определенным местом, ни с определенною народностью, ни с определенною формою государственного устройства. Все люди призываются быть членами этого царства. Оно обнимает небо и землю, т.е. совокупность всех разумно свободных существ, которые признают Бога своим верховным Царем и Владыкою, служат и благоугождают Ему. Нарушив своим грехом основной закон этого царства, человек из светлой области царства Божия ниспал в царство князя мира сего - диавола. Но Господь дал первым обетование о Семени жены, Которое восстановит людям царство Божие и с тех пор вся история человечества была приготовлением людей к вступлению в это, имеющее быть восстановленным царство Божие. Явление в мир Искупителя и Его служение роду человеческому и было восстановлением этого царства и открытием людям доступа в него. Царское служение Христа и служит этой великой цели.

 

Проявление царственной власти Христа во дни Его уничижения.

 

            Царственная власть Христа Спасителя во дни Его уничижения, т.е. во время Его земной жизни открылась прежде всего в Его чудесах, называемых в евангелиях еще силами, т.е. делами, совершаемыми силою Божиею, а также знамениями, т.е. очевидными знаками того, что в них проявляется действие силы Божией. В чудесах Иисус Христос явил Себя Владыкою над силами природы видимой, над силами ада и над смертию с ее предтечами, т.е. болезнями. Частное значение чудес в общем деле искупления в главных чертах таково.

1. Чудеса убедительнейшим образом свидетельствовали о божественном посланничестве и достоинстве Иисуса Христа. Многочисленность совершенных Иисусом чудес - самый способ их совершения - одним словом, одним прикосновением, иногда одним движением воли, совершение их всегда, везде, во всякое время, открыто и всенародно, без каких-либо приготовлений, самое величие чудес - воскрешение мертвых, умножение хлебов. Все это ясно показывало, что творить чудеса - это свойство Его природы, что этот необыкновенный Чудотворец есть Христос. "Многие же из народа, говорит евангелист, уверовали в Него и говорили, когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?" (Ио. 7, 31). И Сам Иисус Христос одною из целей совершения Им чудес полагал доказательство Своего учения. "Дела, яже даде Ми Отец, да совершу Я, та дела яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла" (Ио. 5, 36), говорил Он народу, пораженному чудом исцеления расслабленного при овчей купели… "Аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры, аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте" (Ио. 10, 37- 38), говорил Он в другой раз Иудеям, спрашивавшим Его. "Долго ли Тебе держа нас в неудоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо" (Ио. 10, 24). Таким образом Сам Иисус Христос указывал на Свои чудеса, как на доказательство Своего небесного посланичества и божественного достоинства.

            2. Чудеса далее служили самыми наглядными знаками или символами того спасительного дела, для совершения которого пришел Христос. Они были пояснением и оправданием Его учения. Христос называл Себя Сыном Божиим и равным Богу, и потому Он всегда творил чудеса собственным именем: "Отец Мой доселе делает и Аз делаю" (Ио. 5. 17). Он есть Свет миру и потому возвращал зрения слепым и слух глухим. Он есть Врач и потому исцелял больных и расслабленных. Он есть Владыка вселенной, и потому силы природы и стихии мира повинуются Его воле. Он есть Спаситель мира и потому прощал грехи и болезни - эти следствия грехов и возмездие за них тотчас оставляли исцеляемых.

            3. чудеса, наконец, служили предуказанием того будущего состояния мира и рода человеческого, того нового порядка жизни, который должен раскрыться вслед за кончиною этого мира и за всеобщим судом над человечеством. Являясь выражением победы Христа над враждебными Царствию Божию силами зла, они предвозвещают и начинают собою имеющее осуществиться полное торжество победы над властию диавола, или окончательное, по выражению Спасителя, связание сильного и расхищение дома его со всеми гибельными последствиями его владычества в человеке и природе. Чудеса Христовы и суть хотя еще частные, отдельные, но тем не менее верные напечатки и знамения уничтожения в будущем всех бедствий и зол, под гнетом которых страдает человек в настоящем мире. В  будущем веке, когда явятся новое небо и новая земля, не будет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, ни смерти. Чудеса Иисуса Христа - возвращение больным и расслабленным сил и здоровья, воскрешение мертвых, напитание алчущих - все это было восстановление нарушенного грехом человека первоначального порядка жизни, а следовательно и неотразимым свидетельством того, что Совершающий эти чудеса есть действительно Спаситель мира.

 

Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом.

             Как не величественны чудеса, совершенные Христом во время Его земной жизни, однако все они представляют только начало Его славной царской деятельности, являются как бы далекими отблесками Его царского достоинства. Полное же проявление Его царственного могущества, направленного на устроение спасения мира, выражается в трех событиях жизни Спасителя, следовавших непосредственно за Его смертию: в сошествии во ад и изведении оттуда душ умерших, в воскресении Христа и в вознесении Его на небо, завершившимся ниспосланием Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы.

            По учению св. Церкви Господь Иисус Христос пребывал во гробе плотски, с душою Своею сошел во ад - царство диавола, где содержимы были во узах смерти души умерших от века имущим державу смерти и, сокрушив вереи ада, Он вывел оттуда пленников ада. О чем говорит это событие? Сошествие является свидетелем совершившейся победы Христа над диаволом и уничтожения его власти над душами умерших, потому что "как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?" (Мф. 12, 29) - как говорит Сам Спаситель в ответ на обвинение иудеев, что Он силою Вельзевула изгоняет бесов. Исцеление бесноватых были только начатками этой победы Искупителя над диаволом и уничтожения его власти над людьми, сошествие же во ад - совершенным выявлением этой победы.

            Сошествие Иисуса Христа во ад с Его человеческою душою может быть рассматриваемо, как последняя крайняя степень Его уничижения. Все души ветхозаветных людей, не исключая и праведников, должны были сходить во ад. Этому закону человеческой природы подчинился и Христос, потому что был истинным человеком. Но это (сошествие во ад) было началом царственного прославления Искупителя, что хорошо выражается в одной из церковных песней Великой Субботы: "Днесь ад стеня вопиет: разрушися моя власть, принях мертвого, яко единаго от мертвых, бо держати отнюдь не могу" Сошедши во ад, Христос исхитил из ада добычу его, "пленил плен" и вывел на свободу содержимых под властью диавола. Это значит, что Христос Своим совершенством во ад приобщил к искуплению весь дохристианский загробный мир. Значит, сошествие Христа во ад и освобождение узников ада является убедительнейшим доказательством универсального характера совершенного Богочеловеком искупления, пристирающегося на поколения всех веков, умерших в вере в обетованное избавление. При свете человечество является пред нами, как один организм, отшедшие члены которого не прекращают своей таинственной связи с живущими на земле и потому не лишаются причастия в великом событии восстановления человеческой природы и устроения спасения, совершенного Христом в последние дни.

            Учение о сошествии Иисуса Христа во ад наиболее полно выражено в следующих словах ап. Петра: "Христос единою о  гресех наших пострада, Праведник за не праведники, да приведет ны Богови, умерщвлен убо плотию, ожив же духом, о нем же и сущим в темнице духовом сошел проповеда, противлььшимся иногда, егда ожидаше Божие долготерпение, во дни Ноевы делаему ковчегу, в немже мало, сиречь осмь душ, спасошася от воды" (1.Петр. 3, 18- 20). Из этих слов апостола следует, что 1) Христос сходит в темницу духов, когда был мертвым по плоти, т.е. до Своего воскресения и, следовательно, не в одухотворенном и прославленном уже теле, а только в своей человеческой душе, "Тело Христа достигло только до гроба, а душа снизошла до ада", - говорит св. Афанасий. Это учение увековечено и в церковной песни: "Во гробе плотски, во аде же с душею…" 2) Христос сходил во ад для проповеди евангелия и Его проповедь во аде, также, как и на земле, имела своею целью обращение и спасение. В богослужебных книгах православной церкви выражается мысль, что к воспринятию проповеди Христа души умерших были подготовляемы проповедью умерших людей, которые, живя на земле, веровали в будущее пришествие Искупителя или даже уже видели это пришествие. В тропаре св. Иоанну Предтече, например, церковь исповедует, что "он благовествовал и сущим во аде Бога, являвшегося плотию, вземляющего грех мира и подающего нам велию милость". 3) Проповедь Христа во аде обращена была к душам всех умерших людей, даже к упорным некогда в неверии и нечестии современникам Ноя.

            Каковы же были результаты сошествия Христа во ад и проповеди Его там? Ответ на этот вопрос можно найти в словах ап. Павла: "Восшед на высоту, пленил еси плен и даде даяния человеком. А еще взыде, что есть, точно яко и сниде прежде в дальнейшие страны земли" (Еф.4, 8- 9). На основании слов ап. Павла, что нисходивший в дальнейшие страны земли (т.е. преисподние места земли) пленил плен, а также других подобных свидетельств, в которых говорится, что Господь Своим крестом отнял силу у начальств и властей, подверг их позору, связав сильного и расхитил сосуды дома его - древние учители выражали убеждение, что Сошедший во ад Христос разрушил царство диавола и освободил от уз пленников ада. "Ад пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан" - говорит, например, св. Иоанн Златоуст. Но всех ли пленников ада освободил Христос? Прямого ответа на этот вопрос нет в Священном Писании и потому некоторые их древних отцев и учителей Церкви на этот вопрос отвечали утвердительно и говорили даже о спасении диавола (Ориген). Однако господствующим было мнение, освобождены были прежде всего все благочестивые ветхозаветные пленники ада, а затем и вообще все те, которые уверовали проповеди Христа и которые пожелали идти за Ним, как за Освободителем.

 

Первым следствием ипостасного соединения Божеского и человеческого естеств в едином Лице Иисуса Христа, т.е. соединения не внешнего, а внутреннего, является общение свойств обоих естеств в Иисусе Христе.

            В обыкновенной человеческой личности, в силу органического соединения ее души и тела, устанавливается постоянны           й обмен жизни между ними, так что переживаемое телом отражается в душе, и переживаемое душою отражается в теле. Так и в Иисусе Христе оба естества живут и действуют совместно, так что все, что чувствует и испытывает человеческое естество, чувствуется  и испытывается вместе с Божественным естеством. Поэтому можно сказать, что в Лице Иисуса Христа Божество соучаствует во всем, что свойственно нашей природе, кроме греха, что Божество в этом тесном соприкосновении с нашим человеческим естеством в Лице Иисуса Христа соучаствовало в его страдании смерти, принятым Им по человечеству. В этом и заключается основание христианской веры в искупление, совершенное Христом, в его действительность и силу. Именно в силу общения свойств в Священном Писании говорится, что "Господь Бог стяжа Церковь кровию Своею" (Деян. 20, 28).

            Божество Само по Себе страдать не может, но соединившись ипостасно с человечеством, Оно, по выражению Откровения, претерпело все наши немощи, испытало бедность нашу: "аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию"(Евр. 5,8).

            Общение свойств во Христе, однако, не так должно понимать, чтобы свойства одного естества делались свойствами другого, или чтобы самые естества превращались одно в другое. Каждое естество, взятое отдельно, сохраняет свои свойства: Божество - бесконечность, человечество - ограниченность. Поэтому Иисус Христос говорил, например, что Он не знает последнего дня и часа мира (Мрк. 13, 22), - не знает, так сказать, знанием человеческим в категориях человеческого мышления. Общение свойств имеет место только в том случае, когда обе природы рассматриваются нераздельно соединенными в Лице Иисуса Христа, а не взятыми отдельно, в отвлечении друг от друга.

 

Воскресение Иисуса Христа и значение этого события.

            1. Воскресение Иисуса Христа, т.е. воссоединение Его человеческой души с пречистым телом, которое лежало в гробе, но восстало, на которой, как на глубочайшем основании, зиждутся все наши христианские верования и упования. "Аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша", - говорит апостол (1 Кор. 15, 14).

            Воскресение Иисуса Христа из мертвых служит, прежде всего, важнейшим доказательством Его Божественного достоинства. По выражению апостола, Он "скрылся Сыном Божиим чрез воскресение из мертвых" (Рим. 1, 4), так как до воскресения слава Его Божества была сокрыта под покровом уничиженного человечества. Такое значение воскресения Иисуса Христа объясняется величием и чрезвычайное чудо, выходящее из ряда всех других чудес. Воскреснуть самому, своею собственною силою, воскреснуть не в жизнь временную, а в жизнь вечную - это возможно только для Того, Кто, будучи человеком, в то же время есть Бог, Владыка жизни и смерти. Кто поэтому имел власть, как положить душу Свою за других, так имел власть и опять принять ее (Ио. 10, 17-18).

            2. Воскресение Иисуса Христа из мертвых служит далее сильнейшим доказательством действительности совершенного Им дела искупления. Если бы Христос остался во гробе, если бы оковы смерти оставались нерушимыми, то было бы яснейшим признаком того, что она продолжает существовать во всей силе и ее причине, т.е. грех и таким образом в самом корне подрывалась бы вера в победу Христа над грехом, а следовательно и в совершение нашего спвсения. Но если Он действительно воскрес, то это значит, что грех и связанное с ним осуждение потеряли свою силу над человеком, значит, что принесенная Христом жертва принята Богом, уничтожено лежащее на нас проклятие и дарованы нам все блага искупления.

            3. Воскресение Иисуса Христа из мертвых является, наконец, началом и основанием воскресения всех. "Христос воста от мертвых начаток умершим бысть" - говорит апостол (1 Кор. 15, 20).

            Объясняя эти слова апостола, преосвящ. еп. Феофан говорит: "Как в Ветхом Завете, когда приносили в храм начатки Богу, например, первые снопы от жатвы, то тем самым освящали все снопы и всю жатву: так Христос Господь, воскресши, освятил, благословил и утвердил воскресение всех, которые восстанут от земли, как колосья из семян". Апостол объясняет и то, почему воскресший Христос есть такой начаток умерших, в котором положено основание воскресения всех: "понеже человеком смерть бысть, - говорит он, и человеком воскресение мертвых якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут" (1 Кор. 15, 21-22).

            "умирают все, кои от Адама, объясняет преосвящ. Феофан, по той причине, что умерли уже в нем, и оживут все в Христе по той причине, что живлены уже в Нем все".

            Как повреждение грехом природы первого Адама было повреждено грехом общей природы людей, так и восстановление Иисусом Христом достоинства человеческой природы было восстановлением достоинства общей природы людей, ибо каждый человек носит ту самую природу, которую Христос сделал Своей природой. Отсюда - как через поврежденную в Адаме общую природу людей воцарился залог смерти, так через восстановление во Христе достоинство общей природы людей и воскресение этой природы вошел закон общего воскресения, а самое Его воскресение является образом нашего будущего воскресения.

 

Вознесение Иисуса Христа на небо.

 

            В сороковой день по воскресении Господь Иисус Христос вывел учеников из Иерусалима по направлению к Вифании на гору Елеонскую и, преподав здесь последние наставления, "воздвиг руце Свои и благословил их. И бысть егда благословяще, отступи от них, и возношашеся на небо" (Лк. 24, 50-51).

            Вознесение Иисуса Христа на небо с прославленною плотию, так же, как и воскресение Его, является высшим проявлением Его царственной власти и могущества и имеет глубочайшее значение, как один из завершающих моментов дела спасения человеческого рода.  Такое окончание видимого пребывания на земле Господа Иисуса является вполне понятным и естественно- необходимым  при вере в Иисуса Христа, как в Богочеловека и Искупителя мира.

            Если Иисус Христос есть единородный Сын Божий, ради нашего спасения сшедший с небес и принявший человеческую природу во внутреннее и вечное единение с Своею божественною природою, то по совершении искупительного дела Ему и естественно было возвратиться к той форме бытия, которая была свойственная Ему от вечности по Божеству, тем более, что наша непрославленная, подверженная греху и смерти земля не могла быть соответственным местом пребывания Богочеловека с прославленною человеческою природою. Поэтому-то для прославленного человека было внутренне- необходимо перейти по воскресении в иную область вечного бытия по человечеству, чуждую условий того пространственного и временного бытия, в которые Он, Сын Божий, Сам Себя добровольно поставил в воплощении - в область превыше всех небес, откуда Он и снисшел и где опять, как Богочеловек, вступает в ближайшее и теснейшее взаимообщение с Отцем.

            Завершающее земную жизнь Иисуса Христа славное вознесение на небо вполне удовлетворяет и наше нравственное чувство. Вся жизнь Иисуса Христа была проникнута послушанием воле Отца Небесного и все дела Его были прославлением Отца. "Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить" - свидетельствовал Христос в молитве к Отцу Небесному пред Своими страданиями (Ио.17, 4). Естественно, что прославлявший Бога Своею жизнью и деятельностью, заслужил и Сам прославления от Отца, что Он и выразил в Своей молитве к Отцу: "И ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебя Самого славою, юже имех у Тебя прежде мир не бысть" (Ио.17, 5). Вознесение Спасителя на небо с плотию и было продолжением того заслуженного Спасителем прославления, которое началось в воскресении. Эту истину выражает и ап. Павел, когда говорит, что за смирение и послушание, с какими Иисус Христос будучи Богом, пришел и совершил возложенное на Него служение, "и Бог Его превознес, и дарова Ему имя, еже паче всякого имене" (Филип. 2, 9).

            Подобно тому, как воскресение Иисуса Христа есть начало победы над смертию всего искупленого человечества и "Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть" (1 Кор. 15, 20), так славное вознесение Его на небо с прославленным и обоженным человеческим естеством, есть открытие для всех верующих во Христа свободного пути на небо: "Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе" (Ио. 12, 32), сказал Христос Спаситель.

            Небо - это жилище Бога и блаженных духов - было закрыто для грешных потомков Адама, и даже праведники ветхозаветные, по смерти, сходили душами своими в "шеол". Христос Спаситель, примирив всяческая в Себе, в Своем славном вознесении явился на небо, как наш Предтеча, с Ним и в Нем взошла на небо искупленная и востановленная природа человеческая и сделалась причастною вечной славы и величия Сына Божия. Чрез это Бог "сподоби нас на небесных во Христе Иисусе" (Еф. 2, 6). Выясняя это значение вознесения Иисуса Христа, ап. Павел говорил, что "Не в рукотворенная святая вниде Христос, но в самое небо, ныне да явится Лицу Божию о нас" (Евр. 9, 24).

            Вознесшийся Христос в Своем Лице представляет Отцу Небесному род человеческий, как предмет постоянной любви, являя в Себе и вечного Первосвященника, ходатайствующего за мир, Который входит в небесную скинию с Своею кровию. Это никогда не прекращающееся с момента  вознесения предстательство Христа за верующих и находит свое выражение в самом образе совершения события, в том именно, что Христос возносится на небо, благословляя апостолов. "какой чудесный образ действия!" - замечает по этому поводу м. Филарет в своем слове на Вознесение. Господь благословляет и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять и между тем возносится на небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него". В этом заключается глубочайший смысл факта вознесения в отношении его к судьбам Царства Божия на земле.

 

Вечное  царствование Христа по вознесении на небо.

            Вознесшийся на небо во славе Иисус Христос "седе одесную Бога Отца" (Мр. 16, 19).

            Понятие десницы Отца служит для выражения могущества и власти Отца , участником Которой стал теперь Христос, так что и "седение одесную" в отношении к Вознесшемуся означает тоже самое, что выражают и слова Спасителя: "дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли" (Мф. 28, 18).

            Власть эта состоит в том, чтобы чрез посредство Духа Святаго раскрывать во всей полноте Свое отношение к человеческому роду, как Воссоздателя человека, привлекать людей к Своему общению и чрез указанное посредство сообщать им в Своей Церкви все необходимые силы для возрождения в новую жизнь. Таким образом вознесение является необходимым для устроения и созидания Церкви, поскольку именно на нем основывается обетование о ниспослании Духа Утешителя, имеющего пребывать в Церкви, в качестве Заместителя Христа. Вот почему Спаситель и говорит в прощальной беседе: "Уне вам есть, да Аз иду, аще бо не иду Аз, Утешитель не придет к вам, аще ли же иду, послю Его к вам" (Ио. 16, 7).

            Вот почему и апостол Петр в первой своей проповеди о Христе ставит событие вознесения в теснейшую связь с событием 50-ницы, говоря, что Христос "десницею Божиею вознесеся и обетование Святаго Духа приемь от Отца, излия сие, еже вы ныне видите и слышите" (Деян. 2, 33). Вот почему и Церковь, прославляя вознесение Господа поет: "Господь вознесеся на небеса, да послет Утешителя Духа".

            Но если пришествие Св. Духа и Его обитание в Церкви основывается на ходатайстве Христа, то событие вознесения является пред нами началом и основанием вечного предстательства или вечного первосвященничества Христа за людей пред Отцем. Завершая собою земное - временное царское служение Спасителя, событие вознесения Господня является торжественным переходом к Его вечному царскому служению продолжающемуся в не переходящем служении Первосвященническом, когда по слову апостола, Христос воссел навсегда одесную Бога, ожидая, доколе враги Его будут положены к подножию ног Его. Жизнь Христа с этого времени есть небесное ходатайство и благословение из Святаго Святых. Отныне Он господствует как Глава и Царь Своей Церкви на земле, ровно как и на небе, и вместе над миром, с определенной целью - привлечь его к Своему общению и приобщить к области неизмеримаго Своего царства.

                        В Откровении Христос изображается по воснесении Ходатаем нового завета за искупленное Им человечество, Первосвященником, Который "не в рукотворенная святая, святилище, вниде…, но в самое небо, ныне да явится Лицу Божию о нас" (Ев. 9, 24).

            Христос - это "Архиерей великий, прошедший небеса, Архиерей милостивый, Который был искушен по всяческим" (Ев. 4, 14-16), может Который "спасти до конца приходящих чрез Него Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них" (Евр. 7, 25). Это ходатайство состоит в предстательстве Его пред Богом Отцем силою искупительных заслуг Своих.

            Принявши как Богочеловек, участие в господстве и мироуправлении Своего Отца Христос Спаситель имеет в Своей божественной власти все средства направлять события мировой жизни к одной цели - распространению и утверждению Царства Божия. И царственная власть Его некогда должна преодолеть всех врагов Его Царства. "Подобает бо Ему царствовати, говорит Апостол, доднеже положит вся враги под ногама Своима. Последний же враг испраздница смерть" (1 Кор. 15, 25-26). После этого последует обновление неба и земли, суд над миром, после чего и "Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая" (1 Кор. 15, 28) и "будет Бог всяческая во всех" - т.е. окончательно осуществляется предначертания Божии о мире и человеке.