предыдущий лист
Д

ДАЛМАТИКА - узкая длинная одежда с широкими рукавами из плотной ткани, надеваемая поверх туники. В далматике изображают архангелов и царственных особ.


ДАРОНОСИЦА - один из малых священных сосудов - ковчежец, небольшой ящичек для хранения запасных Святых Даров и служащий для принесения Святых Даров в дома больных и умирающих. В иконописи дароносица - атрибут диаконов.


ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЯ - см. колена Израиля


ДВИЖКИ (оживки, отметки) - белильные блики, положенные поверх вохрения на личном письме. Могут иметь форму мазков, пятен, линий и т. п.


ДВОЙНИК - лист сусального золота из двух металлов, чаще всего, позолоченное серебро.


ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ - двенадцать основных праздников, установленных русской православной церковью в воспоминание о событиях из жизни Христа, Богоматери, а также о некоторых событиях из церковной истории. Включают в себя девять неподвижных праздников: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Введение во храм, Рождество Христово, Богоявление (Крещение), Благовещение, Сретение, Преображение и Успение Богородицы и три подвижных, связанных с пасхальным циклом: Вход в Иерусалим, Вознесение и Сошествие Св. Духа на апостолов (Троица). Иконы, посвященные двунадесятым праздникам, составляют основную часть праздничного иконостаса русского православного храма.


ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ - см. ангелы.


ДЕИСИС - см. деисус.


деисусДЕИСУС деисис, деисусный чин (греч. - моление, прошение) - икона или группа икон, имеющая в центре Христа Пантократора, а справа и слева от него соответственно - Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционных жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. Основной догматический смысл деисусного чина - посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. В послеиконоборческую эпоху икона Деисус помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратился в деисусный чин высокого иконостаса.


ДЕКОР (от лат. decorare - украшать) - дополнительные элементы в живописных композиционных сюжетах: архитектурные и пейзажные элементы, орнаментальные росписи, рельефы и т. п.


ДЕРЖАВА - символ царской власти в форме шара, часто с крестом на вершине.


десницаДЕСНИЦА БОЖИЯ (др.-рус. правая рука) - символ покровительства праведным. В сюжете Страшный Суд в Деснице заключены праведные души в виде детей.


ДИАКОН - лицо, помогающее священнослужителям при совершении церковных таинств, но само не совершающее их.


ДИКИРИЙ (греч. - двухсвечник) - ручной светильник, подсвечник для двух длинных свечей. Дикирий с горящими свечами знаменует свет Христа, познаваемого в двух ипостасях - Божественной и человеческой. В иконописи с дикирием изображают иереев. См. также трикирий.


ДИПТИХ (греч. - дважды складываю) - две соединенные между собой таблички из дерева, слоновой кости или металла, покрытые изнутри воском и употребляемые для различных записей. В раннехристианской церковной практике использовались в качестве поминальников: на одной стороне диптиха записывались имена живых, на другой - усопших. Снаружи диптихи нередко украшались рельефными изображениями. Во времена иконоборчества священные изображения помещались обычно на внутренней стороне диптиха, который после присоединения еще одной иконы превратился в триптих (складень), сохраняющий свою форму до настоящего времени.


ДИСКОС - богослужебный сосуд в виде небольшого круглого блюда с плоскими широкими краями.


ДИХЛОРИЗМ (от греч. - двуцветие) - один из приемов исполнения пробела красками: в два цвета, один в цвет основного роскрыша, второй - контрастного, противоположного цвета.


ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ - одно из символических именований Христа, заимствованное из Св. Писания (Ис LX, 11, Ин X, 11). Послужило источником для особого типа изображения Христа в виде пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче - с заблудшей овцой за плечами (Лк XV, 3-7). В условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразовывал грядущее Царство Божие.


ДОГМА (греч. - мнение, учение, постановление) - положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.


ДОЛИЧНИК иконописец, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме личного письма.


деисусДОСКА - деревянная основа под икону, обычно липовая, реже сосновая, дубовая, лиственничная и т. д. Часто представляет собой сборный из нескольких частей щит (двучастная, трехчастная доска и т. д.), в котором части склеены между собой и дополнительно соединены шпонками с тыльной стороны или с торцов. С лицевой стороны часто делается плоское углубление - ковчег, обрамленный выступом поля. Скос между ковчегом и полем называется лузгой. До покрытия грунтом поверхность доски проклеивается животным клеем, на места стыка составных частей, плоскости, прилегающие к торцам, сучки и прочие дефекты доски (либо на всю доску) наклеивается ткань - паволока.


ДОСТОЙНО ЕСТЬ - 1. Особое песнопение, составленное в честь Богоматери, одна из самых распространенных Богородичных молитв. Икона, иллюстрирующая это песнопение, разделяется обычно на четыре клейма (в соответствии с четырьмя стихами) и представляет Богоматерь в окружении прославляющих ее пророков, апостолов, отцов церкви и т. д., а также на одном из клейм - в окружении девяти чинов ангельского воинства. 2. Наименование чудотворной иконы Богоматери, с которой связано чудесное обретение песнопения "Достойно есть". Согласно преданию, первые два стиха были прибавлены к песнопению Козьмы Маюмского, после того, как архангел Гавриил, явившийся иноку Карейского монастыря на Афоне, начертал их на каменной плите. Икона, перед которой молился инок, получила наименование "Достойно есть". На ней были представлены Богоматерь и младенец-Христос со свитком - по пояс, а вокруг - летящие ангелы, славословящие Богоматерь. Память иконы 11 (24) июня.


ДРАКОН - одно из апокалиптических чудовищ. Изображается в сюжетах, связанных со Страшным Судом.


ДРЕВО ИЕССЕЕВО - символическое наименование родословия Иисуса Христа, который, согласно ветхозаветным пророчествам, должен был родиться в колене Иудином из царского рода Давида, сына Иессеева. (Ис XI, 1-5). Полностью родословие Иисуса приведено в Евангелиях от Матфея (Мф I, 1-17) и Луки (Лк III, 23-38). Икона Древо Иессеево представляет лежащего на земле Иессея, из груди которого разрастается родословное древо с изображениями предков Христа в медальонах.


Древо государстваДРЕВО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО (похвала Владимирской иконе Божией Матери) - икона, написанная Симоном Ушаковым в 1667 г., на которой в медальонах на ветвях дерева изображены святые и князья, возносящие похвалу Божьей Матери.


ДРУЖИНА ИКОНОПИСЦЕВ - объединение художников-иконописцев и вспомогательных специалистов (левкащиков, золотчиков, краскотеров и т. д.) для выполнения крупного заказа.


Е

ЕваЕВА - см. Адам и Ева


ЕВАНГЕЛИЕ (греч. - благая весть) - общее название первых четырех книг Нового Завета, содержащих жизнеописание Иисуса Христа и изложение его учения. Наряду с каноническими известны также и апокрифические Евангелия: Протоевангелие Иакова, Евангелие от Никодима, от Фомы , от Филиппа и др.


ЕлеонЕЛЕОН - гора к северо-востоку от Иерусалима, отделенная от него рекой Кедрон, где происходили многие ветхозаветные и новозаветные события. На склонах Елеонской горы располагались дом Лазаря и Гефсиманский сад. С нее спускался Христос во время Входа в Иерусалим, там произошло Вознесение Господне.


ЕЛЕУСА (греч. - милостивая) - особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери (см. Гликофилуса)


ЕПИСКОП (греч. - надзиратель, блюститель) - высший иерарх во многих церквах.)


ЕПИТРАХИЛЬ (греч. - нашейник) - знак священного сана, одежда, плотно обхватывающая шею сзади, а спереди - свободно спускающаяся через грудь книзу. Происходит от ораря раннехристианских священников, спускавшегося с плеч двумя концами.


вступлениеследующий лист
А-Б
В-Г
Д-Е
Ж-З
И-К
Л-М
Н-О
П-Р
С-Т
У-Ф
Х-Ц
Ч-Ш
Щ-Ы
Э-Я
Иностранные слова
Заключение