предыдущий лист
И

ИЕРАРХИЯ (греч. - священновластие, священноначалие) -упорядоченное расположение частей или элементов целого. Выделяется три вида иерархии: 1. иерархия небесных сил - три триады, девять чинов ангельских; 2. иерархия чинов священнослужителей (подобна небесной иерархии, включающая три степени); 3. иерархия священнослужителей внутри клира.


ИЕРЕЙ (от греч. - жрец) - священник, соответствует второй степени церковной иерархии.


ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ - святые, изображенные поодиночке или группами в порядке , продиктованным желанием заказчика


ИЗВОД - в иконографии одна из разновидностей установленного канона.


изголовьеИЗГОЛОВЬЕ - подушка, подкладываемая под голову.


ИЗУМРУДНАЯ ЗЕЛЕНЬ - краска ярко-зеленого цвета, гидрат окиси хрома.


ИКОНА (греч. - образ, изображение) - символическое изображение святого или события из Священной истории, святой образ.


ИКОННИК - см. иконописец.


ИКОНОБОРЧЕСТВО - еретическое движение, выразившееся в отрицании почитания св. икон и гонениях на них. В период с VIII по IX вв. несколько раз получало официальное признание в восточной церкви. Первый этап гонений имел место при императорах Льве III Исавре (717-741 гг.) и Константине V Копрониме (741-775 гг.), когда был созван иконоборческий собор 754 года и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. При императрице Ирине и ее сыне Константине Порфирородном (780-797 гг.) был созван VII Вселенский собор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820 гг.) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 843 году при императоре Феодоре, в честь чего был установлен церковный праздник "Торжество православия" 19 февраля (4 марта). Иконоборцы апеллировали прежде всего к ветхозаветному запрещению изображать Бога (Втор V, 8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют описания священных изображений - херувимов на ковчеге Завета, в Иерусалимском храме и др.


ИКОНОГРАФИЯ - устойчивая традиция изображения различных лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных источников (Св. Писание, апокрифы, агиография, предания и легенды, литургические песнопения) и организующая их в соответствии с принятыми догматическими, символическими и литургическими толкованиями.


ИКОНОКЛАСТ (греч. - почитатель икон) - в отличие от иконоборцев, человек, почитающий иконы.


иконописецИКОНОПИСЕЦ, иконник - мастер, специализирующийся в создании икон.


ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК - особое руководство по иконописанию, собрание образцов, определявших все детали канонических изображений различных лиц и событий (вплоть до технических приемов письма). Иконописные подлинники подразделялись на толковые и лицевые (иллюстрированные).


иконостасИКОНОСТАС - установленная иконами преграда, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма. В церковном искусстве древней Руси складывается на рубеже XIV - XV вв. В настоящее время включает в себя пять основных рядов: местный - с иконами, особо почитаемыми в данной местности, в том числе и храмовой (вторая справа от Царских Врат); деисусный; праздничный; пророческий (в центре - Богоматерь с младенцем) и праотеческий (в центре - так называемая Новозаветная Троица). Иконостас венчает Распятие. В шестом, дополнительном ряду могут изображаться Страсти Христовы, Собор всех святых и пр. В Византии иконостас заменяла невысокая алтарная преграда, на которую, начиная с VII века, ставился крест, а при императоре Василии Македонянине (876-886 гг.) - икона Спасителя. Постепенно к ней стали добавляться другие деисусные и праздничные иконы, соединявшиеся иногда на одной доске - т. наз. темплон, из которых уже на русской почве сформировался иконостас.


ИКОС - песнопение, содержащее жизнеописание святого, составная часть акафиста, чередующаяся с кондаком.


ИЛИТОН - тонкая льняная, шелковая или хлопчатобумажная ткань, из которой изготавливался четырехугольный плат, настилаемый на престол и служащий для заворачивания антиминса.


ИНАКОПЬ - графическое выражение световых бликов (пробелов) тонкими линиями, листиками сусального золота.


ИорданИОРДАН - (евр. - спускающийся с Дана (возвышенность) - главная река Палестины, впадающая в Мертвое море. В окрестностях Иордана явился с проповедью Иоанн Креститель, здесь, близ Вифавары, произошло Крещение Господне (см. Богоявление)


Иоанн ПредтечаИОАНН ПРЕДТЕЧА, Иоанн Креститель - величайший из пророков, Предтеча и Креститель Иисуса Христа, последний в ряду пророков - предвозвестников явления Мессии, предуготовляющий умы и сердца людей к Его приятию. В иконописи изображается в сюжетах Богоявления (Крещения), в составе деисусных композиций и самостоятельных икон. Один из иконографических типов изображения Иоанна Крестителя - Ангел пустыни. С памятью Иоанна Предтечи связаны следующие церковные праздники: Зачатие Иоанна Предтечи - 23 сентября (6 октября), Рождество Иоанна Предтечи - 24 июня (7 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября), Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи - 24 февраля (9 марта), Третье обретение главы Иоанна Предтечи - 25 мая (7 июня) и Собор Иоанна Предтечи - 7 (20) января.


ИПОСТАСЬ - см. Троица.


ИСПОД (др.-рус. - нижняя одежда) - любая одежда под ризами, рясами и т. д. (хитоны, туники и т. п.).


ИСТОЧНИКИ - красные и белые полосы на мантии святителя, символизирующие струи источников божественной мудрости.


К

КАБОШОН - обработанный драгоценный камень, имеющий округлую шлифовку с одной или со всех сторон.


КАДИЛО - сосуд для благовонного курения фимиама (сжигания ладана).


КАЙМА - простая или орнаментированная полоса, украшающая край одежды.


КАЛИТА - небольшая кожаная сумка, кошелек, носимый на поясе или на лямке через плечо.


КАМЕДЬ - растворимые в воде клейкие выделения различных растений (вишня, слива, акация и др.), используемые в живописи.


КАМИЛАВКА (от греч. - верблюд: первоначально изготовлялась из верблюжьей шерсти) - головной убор священнослужителей цилиндрической, слегка расширяющейся кверху формы. Камилавка монаха, прикрытая крепом, называется клобук.


КАНАФАРКА - придание эффекта матовой зернистой поверхности, достигаемый множественными несильными ударами чекана-канафарника по золоченому левкасу или металлическому окладу иконы.


КАНИТЕЛЬ - тонкая металлическая проволока, туго свитая в плотную спираль. Используется в золотном шитье.


КАНОН (греч. - норма, правило) - совокупность правил, предопределяющих форму и содержание произведения искусства, знак-модель умонепостигаемого духовного мира, т. е. конкретная реализация принципа несходного подобия (образа). На практическом уровне канон выступает как структурная модель художественного произведения.


КАОЛИН - рыхлая горная порода, состоящая главным образом из калонита, белая глина. Применяется при изготовлении и входит в состав многих красок.


КАРАВАШКИ - специфическое для палехской школы начертание облаков в виде завитков с плавным переходами белых тонов в зеленоватые и розоватые.


КАРАСИК - небольшая деревянная планка шестиугольной формы, врезаемая в иконную доску с тыльной стороны по продольному стыку досок для предупреждения появления щелей по месту склейки.


КАРЛУК - клей из плавательных пузырей осетровых рыб.


КАТАСАРКА - первое (нижнее) покрывало на престол.


КАТЕХИЗИС (греч. - наставление, поучение) - изложение вероучения в форме вопросов и ответов.


КВАСЦЫ - белый порошок - кристаллогидрат двойных сульфатов. Применяются при изготовлении красок.


киворийКИВОРИЙ - сень над престолом, поддерживаемая колоннами. К киворию крепились завесы, закрывающие престол в промежутках между службами. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.


КИВОТ - см. киот


КИНОВАРЬ - сернистая ртуть, краска ярко-красного цвета, применяемая в иконописи.


КИОТ (греч. - ковчег) - деревянный украшенный шкафчик (часто створчатый) или остекленный ящик для икон.


КЛАВ - нашивное украшение в виде вертикальных полос, идущих от плеч до нижнего края одежды.


КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ - живопись красками, связующим которых служит клей.


КЛЕЙ - жидкая масса, твердеющая при высыхании и обеспечивающая соединение двух поверхностей.


КЛЕЙМО - сюжетно и композиционно самостоятельный (но соотнесенный со средником) участок иконы прямоугольной формы меньшего, по сравнению со средником, размера и изображающий сцены, развивающее или поясняющие сюжет средника.


КЛОБУК - головной убор монаха цилиндрической формы с покрывалом - наметкой.


КОВЧЕГ - в иконописи углубленное среднее поле иконной доски. Иногда бывает двойным, при этом внутренний ковчег более углублен


КОКОШНИК - фальшивая (декоративная) закомара.


КОКУЛЬ (лат. kukullus - капюшон) - островерхий головной убор схимников.


КОЛЕНА ИЗРАИЛЯ (двенадцать колен Израиля) - двенадцать родов (племен), составляющих народ Израиля и берущих свое начало от двенадцати сыновей ветхозаветного патриарха Иакова (Израиля) - родоначальника израильтян: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Завулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иосифа и Вениамина. Перед смертью Иаков призывает к себе сыновей и благословляет каждого из них, пророчествуя о судьбе каждого из двенадцати колен, в том числе - о происхождении Мессии (Христа) из колена Иудина (Быт XCIX). После исхода "сынов Израиля" из Египта за каждым коленом(учитывая, что колено Иосифа раскололось на два рода - по его сыновьям, Ефрему и Манассии, а левитам-священникам - не полагалось своей особой территории) были закреплены определенные места обитания (Числ XXXII, Нав I, 13-17).


КОЛЕР (лат. color - краска, цвет) - оттенок, красочный состав, приготовленный из нескольких красок.


КОЛОКОЛЬНЯ - башня с открытым ярусом для колоколов, стоящая рядом с храмом, либо включенная в его композицию.


КОЛОННА - круглая в сечении вертикальная опора, элемент несущей конструкции. Состоит из ствола, капители и базы.


КОНСЕРВАЦИЯ (лат conservatio - сохранение) - создание оптимальных условий для хранения произведений искусства, а также проведение обработки, способствующей их сохранению.


КОНТРЭМАЛЬ - слой эмали, нанесенный на тыльную сторону изделия, покрываемого эмалью с целью предотвращения коробления изделия при обжиге.


КОРЗНО - воинский плащ на меховой подкладке.


КОРМОВОЙ ИКОНОПИСЕЦ - художник, нанимаемый на время выполнения заказа и получающий "корм" - вознаграждение.


КОРОНА - головной убор, символ царской власти.


КОРОНОВАНИЕ БОГОМАТЕРИ - иконографический сюжет, имеющий западноевропейское, католическое происхождение: над коленопреклоненной Богоматерью держат корону Бог-Отец и Бог-Сын, над ними - Святой Дух в образе голубя.


КОРПУСНОЕ ПИСЬМО - в иконописи особый технический прием, когда краски накладываются плотными, непрозрачными слоями.


кракелюрыКРАКЕЛЮР (франц. craquelure - трещина) - трещины в слоях произведений живописи.


КРАПЛАК - интенсивно окрашенная органическая краски. Извлекается из корня марены


КРАСКА - жидкая или пастообразная масса, состоящая из пигмента и связующего, приготовленная для живописных и малярных работ. Природа и состав связующего определяет технологические свойства краски и ее название. По происхождению пигмента краски делят на минеральные и органические. И те, и другие, могут быть как натуральными, так и искусственными.


КРАСНУШКА - примитивная икона, форма народно-прикладного искусства.


КРЕМЕШОК - в иконописи условное изображение уступов гор, лещадка.


Кресчатый нимбКРЕСЧАТЫЙ НИМБ - см. нимб


КРЕЩЕНИЕ - см. Богоявление


КРУТИК - синяя органическая краска, индиго.


КУПЕЛЬ - сосуд, изображаемый в сценах омовения младенцев (Рождество Христа, Богоматери и т. д.), а также в сценах крещения младенцев (в клеймах житийных икон).


куполКУПОЛ (от лат. cupula - бочечка) - пространственное (полусферическое и т. п.) покрытие зданий и сооружений.


КУШАК - пояс или опояска, широкая тесьма или полотнище ткани.


вступлениеследующий лист
А-Б
В-Г
Д-Е
Ж-З
И-К
Л-М
Н-О
П-Р
С-Т
У-Ф
Х-Ц
Ч-Ш
Щ-Ы
Э-Я
Иностранные слова
Заключение