предыдущий лист
Н

НАЛОЙ - см. аналой.


НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ (от др.-рус. перси - грудь) - 1. Нагрудный крест священника, носимый поверх ризы. Четвероконечный с удлиненным нижним концом. До XVIII в. наперсный крест имели право носить только епископы. С 1794 г. введен как знак отличия всякого священника и иеромонаха. 2. -нательный крест, даваемый христианину при крещении. Носится под одеждой.


НАСТЕННАЯ ЖИВОПИСЬ - произведение живописи, исполненное на поверхности кладки стены, потолка или свода здания.


НАЧАЛА - см. ангелы.


НЕДЕЛЯ ВАИЙ - см. Вход в Иерусалим


Недреманное ОкоНЕДРЕМАННОЕ ОКО - символический тип изображения Христа, сложившийся на основе некоторых ветхозаветных пророчеств (Быт XLIX, 8-9, Откр V, 5 и др.). Изображаются юный Христос на ложе, склонившаяся над ним Богоматерь и ангелы с орудиями страстей.


Неопалимая КупинаНЕОПАЛИМАЯ КУПИНА - 1. Горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею (Исх III, 2). 2. Наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов ее почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа. В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лествицу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками - зеленым и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего ее пламени). Вокруг него в свою очередь располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, Лествица Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иессеево. Другая тема иконы - служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы - их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды. История обретения чудотворной иконы неизвестна. Память 4 (17) сентября.


Нерушимая СтенаНЕРУШИМАЯ СТЕНА - особый эпитет, присваивавшийся, как правило, изображениям Богоматери Оранты. Заимствован из Акафиста Богоматери (икос XII).


нимбНИМБ (лат. облако, туча) - условное обозначение сияния вокруг головы в изображении Христа, Богоматери, святых и т. д. Бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (кресчатый нимб) - важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.


НИТЬ - гибкое и прочное тело с малыми поперечными размерами, значительной длины. Пригодное для изготовления текстильных изделий, шитья, вышивки, вязания и т. д.


Новозаветная ТроицаНОВОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА - один из иконографических типов изображения Троицы: изображаются Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух в образе голубя.


ноговицыНОГОВИЦЫ - часть одежды воина и мирянина, прикрывающая бедра и голень (современный аналог - брюки).


ножныНОЖНЫ - снаряжение воина, футляр для меча, ножа, кинжала, сабли и иного холодного оружия.


О

О Тебе радуетсяО ТЕБЕ РАДУЕТСЯ - особое песнопение, составленное в честь Богоматери. Одноименная икона иллюстрирует прежде всего начальные строки песнопения и представляет Богоматерь с младенцем на престоле, в окружении божественной славы. За нею - собор архангелов и храм, расположенный на фоне райского сада. У подножия престола Иоанн Дамаскин, протягивающий текст своей молитвы Богородице. Под ним изображены все чины святости: праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, мученицы и т. д. Венчает композицию полукруг неба, как правило, с изображением небесных ангельских сил.


ОБРАЗ - см. икона


ОГЛАВНАЯ ИКОНА - икона, на которой изображена только голова персонажа (до плеч).


ОГРАДА - в иконописи стена, соединяющая здания. Является символическим и композиционным объединяющим элементом в композиции.


ОдигитрияОДИГИТРИЯ (греч. - путеводительница) - один из самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем. Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). С догматической точки зрения основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному младенцу. По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам - в храме монастыря Одигон, отчего, вероятно, и происходит название). К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Смоленская , Грузинская , Тихвинская , Иверская и др.


ОЖИВКИ - см. движки


окладОКЛАД - накладное украшение, прикрепленное к иконе поверх красочного слоя, прикрывающее отдельные части или всю поверхность живописи, кроме лица, рук и ног.


ОЛИФА (греч. - мазь, масло), вареное масло - пленкообразующее вещество на основе растительного масла. Используется для предварительной подготовки поверхности под живопись и золочение, изготовления красок, а также для завершающего покрытия красочного слоя в процессе олифления.


ОЛИФЛЕНИЕ - завершающий процесс в иконописи, окончательное покрытие тонким слоем олифы красочного слоя для предохранения от неблагоприятных воздействий и для усиления яркости живописи.


омофорОМОФОР (греч. - наплечник) - знак архиерейского (епископского) сана, длинная широкая полоса материи, украшенная крестами и возлагаемая на плечи поверх всех других священнических одежд. Омофор обозначает заблудшую овцу (т. е. заблудший род человеческий), а облаченный в него епископ изображает собой Христа Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнес ее к незаблудшим (т. е. ангелам) в дом Отца Небесного (Лк XV, 4-7).


ОПИСЬ - прорисовка темной (чаше всего темно-коричневой) краской черт лица, контуров головы и др. деталей.


оплечьеОПЛЕЧЬЕ - часть одежды, прикрывающая плечи.


ОПОЯСЬЕ - белая (светлая) ткань, которой опоясываются во время крещения.


ОПУШЬ - 1. тонкая полоса, обрамляющая поле иконы, обычно яркого цвета, контрастного цвету или позолоте иконы. 2. меховая обшивка края шапки или края одежды.


ОрантаОРАНТА (лат. - молящаяся) - один из типов изображения Богоматери, представляющий Богоматерь без младенца, в рост, с поднятыми и раскинутыми в стороны руками ладонями наружу, т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы. Начиная с IX века, Богоматерь Оранта изображается, как правило, в верхнем регистре росписей алтарной абсиды. Самостоятельные изображения Оранты в византийской и древнерусской иконописи не сохранились. Этот образ используется в монументальной живописи, декоративно-прикладном искусстве, либо в составе сложных композиций, например в иконографии Вознесения или Покрова . (См. также Знамение).


ОРАРЬ (лат. - молиться) - знак диаконского сана, длинная широкая лента, вышитая или цветная. Орарь носится, как правило, на левом плече (у диаконов) или же опоясывается крестообразно, через плечи (у иподиаконов). Опоясание орарем служит знаком того, что его носитель должен смирением, целомудрием и чистотой сердца стяжать себе одежду чистоты. Кроме того, поскольку диаконы во время богослужения изображают собой херувимов и серафимов, то орарь, таким образом, обозначает еще и крылья ангельские.


ОРНАМЕНТ (лат. ornamentum - украшение) - узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании элементов и использующийся для украшения предметов или архитектурных сооружений.


ОРТОДОКСИЯ (от греч. - правильное мнение) - неизменное следование исходным принципам какого-либо учения, исключающее даже незначительные отклонения от него.


ОРУДИЯ СТРАСТЕЙ - предметы крестных мук Иисуса Христа: крест, на котором был распят Спаситель, копие, которым Он был пронзен, трость с губкой, смоченной уксусом, чтобы смочить Его уста. Иногда к ним добавляются гвозди, плеть (бич), терновый венец и т. п. Изображаются в составе многих символических композиций.


ОСНОВА - составная часть произведения живописи: в иконописи это доска, холст, металлическая пластина; в монументальной живописи - кладка стены, потолка, свода.


ОТБОРКА - моделировка выпуклых частей лица и тела тонкими светлыми короткими линиями-штрихами. Отборка в рогожку - моделировка штрихами, положенными в сетку.


ОтечествоОТЕЧЕСТВО - один из иконографических типов Новозаветной Троицы: Христос в виде отрока восседает на коленях Саваофа, Святой Дух изображен в виде голубя.


ОТМЕТКИ - см. движки


ОТЦЫ ЦЕРКВИ, святые отцы - христианские богословы и церковные деятели, заложившие основы христианского вероучения и обрядности. Деятельность большинства отцов церкви падает на II-VIII века, однако, к ним причисляются и некоторые богословы более позднего времени.


ОТСТОЙ - осадок, получаемый в результате отстаивания взвеси. Отстаиванием получают твореное золото, серебро и порошки других металлов.


ОТШЕЛЬНИК аскет, анахорет, человек, отрекшийся от жизни в мире, среди людей, удалившийся в уединенное место.


ОХРА (вохра) - в иконописи земляная краска. Цвет от желтого до красно-коричневого - в зависимости от металла, окисел которого входит в состав земли.


вступлениеследующий лист
А-Б
В-Г
Д-Е
Ж-З
И-К
Л-М
Н-О
П-Р
С-Т
У-Ф
Х-Ц
Ч-Ш
Щ-Ы
Э-Я
Иностранные слова
Заключение