предыдущий лист
П

ПАВОЛОКА - ткань, которая наклеивается на иконную доску перед наложением левкаса для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски.


ПалатыПАЛАТЫ - в иконописи различные архитектурные сооружения, кроме церковных.


ПАЛИЙ - длинная, опускающаяся до земли, без рукавов, с застежкой на вороте накидка преподобных, покрывающая собой подрясник и рясу, символизируя ангельские крылья.


ПАЛИЦА - 1. холодное оружие ударного типа, дубинка; 2. в облачении архиереев и архимандритов четырехугольный плат с изображением креста или херувима. Носится на правом бедре как символ духовного меча.


ПанагияПАНАГИЯ (греч. - всесвятая) - 1. Часть просфоры, изъятая на проскомидии в честь Богоматери. В специальных ящичках (панагиарах) переносилась в монастырскую трапезную, где часть ее вкушалась до, а часть - после трапезы. 2. Особый эпитет, присваиваемый, как правило, изображениям Богоматери Знамение. Раскрывает дополнительный литургический смысл, присущий изображению Спаса Эммануила в медальоне - символическому прообразу пасхального агнца (т. наз. артоса - круглой пасхальной просфоры).


ПантократорПАНТОКРАТОР (греч. - вседержитель) - один из основных типов изображения Христа, представляющий Его в виде Небесного Царя и Судии - Христос восседает на троне, благословляя правой рукой, а левой держит свиток или книгу с законом (на листах раскрытой книги обычно записываются различные изречения Иисуса, заимствованные из Евангелий).


ПАПЕРТЬ - внешний притвор храма, площадка перед входом в церковь, на которую ведут несколько ступеней. Символизирует духовное возвышение храма среди окружающего мира.


папороткиПАПОРОТКИ - в иконописи изображение нижних перьев на крыльях архангела - обычно имели другой цвет или оттенок по сравнению с остальной частью крыла.


ПАРАМАНД - деталь монашеского облачения, четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии орудий страстей и черепа Адама, носимый монахами на груди. Обозначает тот крест, который берет на себя инок, следуя за Спасителем.


ПАРСУНА (от лат. persona - личность, персона) - до конца XVII в. - первой половины XVIII в. название портрета.


ПАТИНА - 1. пленка на поверхности различных металлов и сплавов, возникающая в результате естественного окисления под воздействием окружающей среды, либо в результате искусственного процесса - патинирования. Предохраняет изделие от коррозии и имеет декоративное значение; 2. пленка различных оттенков, возникающая на поверхности олифы, либо незащищенного красочного слоя.


ПАТРИАРХ (греч. - родоначальник) - 1. глава, старейшина рода, родовой общины; 2. высший духовный сан Православной Церкви, обычно глава самостоятельной (автокефальной) церкви. Патриаршество в России учреждено в 1589 г., заменено при Петре I коллегиальным правлением Синода, восстановлено 5 (18) ноября 1917 г.


ПАРУС - в архитектуре один из элементов перекрытия крестово-купольного храма, сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата в плане к окружности купола. В парусах русского православного храма располагаются, как правило, изображения четырех евангелистов.


ПАСХА (евр. - прохождение) - главный христианский праздник, установленный в воспоминание о чудесном Воскресении Иисуса Христа на третий день после распятия.


ПЕЙЗАЖ - вид, изображение местности, элементов природы и архитектуры.


ПЕЛЕНА - ткань прямоугольной формы, подвешиваемая под икону. Часто украшена вышитым крестом или соответствующим иконе сюжетом.


ПЕРВОСВЯЩЕННИК - глава и начальник священников иудейской церкви (Втор. II. 19, 11).


ПЕРЕВОД - переведенный на бумагу с живописного изображения графический рисунок.


ПЕРЕВЯЗЬ, портупея - широкий ремень, полоса ткани, перекинутая через плечо воина.


ПЕРЕМАЛЕВКА - в иконописи второй слой в личном письме во "фряжской манере". Наносится сравнительно яркими красками для моделировки выпуклых частей тела и черт лица по светотеневому подмалевку.


ПЕРСОНАЖ (франц. personnage - действующее лицо, персонаж) - в иконописи изображаемая личность.


ПЕРСПЕКТИВА (от лат. perspicio - ясно вижу) - система изображения объемного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием человека.


перстосложениеПЕРСТОСЛОЖЕНИЕ благословляющее - канонизированное взаиморасположение пальцев иерея для благословения предстоящих перед ним.


ПИГМЕНТ - тонкий однородный порошок окрашенного химического соединения. Составляющее (в совокупности со связующим) живописной краски.


ПЛАВЬ - в иконописи жидкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции. Края слоя плави растушевываются.


ПЛАТ - прямоугольный кусок ткани различного назначения.


ПЛАТЕЧНИК - иконописец, специализирующийся в писании одежд.


ПЛАФОН - живопись или декоративная роспись, исполненная непосредственно на поверхности потолочного перекрытия или на холсте, прикрепленном к перекрытию.


ПЛАЩ - верхняя одежда из прямоугольного отрезка ткани, скрепленная запоной на плече или на груди.


ПОЗЕМ - в иконописи часть фона, полоса в нижней части иконы, обычно коричневого или зеленого цвета - условное обозначение земли.


ПОЗОЛОТЧИК - мастер по золочению, закреплению на твердой поверхности сусального золота.


ПокровПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ - православный праздник, установленный на Руси в XII веке в воспоминание о чудесном явлении Богоматери во Влахернском храме в 910 г. во время осады Константинополя арабами: находившиеся в храме Андрей Юродивый и его ученик Епифаний на всенощном бдении увидели Богоматерь с сонмом святых, которая распростерла свое покрывало (мафорий) над собравшимися в храме и молилась об избавлении народа от бедствий. Иконография известна в двух вариантах: московском и новгородском. Московский вариант иллюстрирует, прежде всего, само чудесное событие: Богоматерь, держащая покрывало, изображается на фоне храма в верхней части иконы: рядом с ней, как правило, святые, снизу - Андрей, Епифаний и другие свидетели чуда. В новгородском варианте Богоматерь изображается в виде Оранты, а над ней ангелы, как бы приподнимающие завесу - очевидно, наряду с видением Андрея Юродивого, здесь используется описание еженедельного чуда, совершавшегося во Влахернском храме: каждую пятницу на всенощной чудесно (ангельской силой) приподнималась завеса над изображением Богоматери в алтаре и опускалась в субботу утром. В обоих вариантах изображается также Роман Сладкопевец (в нижнем ряду, в центре), память которого, как и праздник Покрова отмечается 1 (14) октября.


ПОЛЕ ИКОНЫ обрамление иконной доски, возвышающееся над ковчегом.


ПОЛИМЕНТ - красно-коричневый состав под листовое золочение. Состоит из красной глины, пчелиного воска, китового жира и специально приготовленного белка куриного яйца.


ПОЛИПТИХ (греч. - многосложный) - 1. несколько живописных произведений, связанных общей темой; 2. многостворчатый складень. Особый тип полиптиха - походная церковь.


полиставрионПОЛИСТАВРИОН, полиставрий (греч. - многокрестие) - см. фелонь.


Положение во гробПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ - иконографический сюжет, отражающий одно из событий Страстной недели - похороны распятого Иисуса Христа.


ПОХВАЛА БОГОМАТЕРИ - 1. Особый праздник, установленный в честь Богоматери и отмечаемый в субботу пятой недели Великого поста. 2. Икона, представляющая Богоматерь на троне в окружении пророков с символическими атрибутами их пророчеств о воплощении Христа, о чудесном рождении Бога от Девы. На иконе изображается, как правило, не более тринадцати пророков: Иаков с лествицей, Моисей с Купиной, Валаам со звездой, Гедеон с руном, Иезекииль с вратами, Иеремия со скрижалью, Исайя с клещами и углем, Иессей и Аарон с процветшими жезлами, Давид и Соломон с моделями Иерусалимского храма и Даниил и Аввакум с горами. Наименование Похвала Богоматери может присваиваться и другим иконам, прославляющим Богоматерь.


ПОНОВЛЕНИЕ - совокупность приемов реставрации живописи, подход, направленный на удаление обветшавших и разрушающихся частей произведения и полное воссоздание утраченных частей.


поручьПОРУЧИ - в облачении священников: надеваемые на запястье поверх рукава подризника манжеты с крестом.


ПОСОХ - знак власти духовных пастырей - архиереев. Его прообраз - посох Моисея, дававший ему чудодейственную силу.


ПОТИР (греч. чаша, сосуд для питья) - церковная чаша со Святыми Дарами для причастия. Прообраз потира - чаша, которую Христос во время Тайной вечери передал Своим ученикам.


ПОШИБ - стиль иконного письма. В XIX в старообрядцы выделяли следующие пошибы: корсунский, сербский, киевский, новгородский, московский, костромской, устюжский, строгановский, бароновский, сибирский, монастырский, фряжский.


ПОЯСНАЯ ИКОНА - икона, изображающая персонаж по пояс.


ПРАВЕДНЫЕ, праведники - 1. святые, пребывающие не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни; 2. лица, местночтимые как святые, но еще не канонизированные Церковью; 3. праведно живущие, поступающие по правде.


ПРАЗЕЛЕНЬ - краска неяркого зеленого цвета, зеленая земля.


ПРАОТЦЫ - предки Христа, начиная с Адама и Евы.


прапорыПРАПОР - знамя, часть снаряжения воина, копье с прикрепленным к нему стягом.


ПреображениеПРЕОБРАЖЕНИЕ - один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 6 (19) августа и установленный в воспоминание об одном из важнейших моментов земного служения Христа: во время молитвы на Фаворской горе, при которой присутствовали апостолы Петр, Иаков и Иоанн, от Христа стал исходить Божественный свет, поразивший апостолов и ниспровергший их ниц (Мф XVII, 1-9, Мк IX, 2-9, Лк IX, 28-36). Одновременно с этим раздался голос Бога-Отца: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение", засвидетельствовавший во второй раз (после Крещения) то, что Христос есть истинно Сын Божий. Икона Преображение входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма.


ПРЕПОДОБНЫЙ - святой из монашествующих.


ПреполовениеПРЕПОЛОВЕНИЕ - праздник, совпадающий с серединой Пятидесятницы в воспоминание евангельской сцены: Отрок Христос, отстав от Своих родителей, остался в Иерусалимском храме и беседовал с иудейскими учителями.


ПРЕСТОЛ - главная принадлежность алтаря, самое святое место в храме. На престоле таинственно, невидимо присутствует сам Господь, как Царь и Владыка Церкви.


ПРЕСТОЛЫ - см. ангелы.


ПРИТВОР - крайняя западная часть храма, обычно отделяемая от средней его части глухой стеной. В притворе во время литургии стоят некрещенные и те, на которых духовником наложена епитимия.


ПРИПЛЕСК - в иконописи один из верхних живописных слоев, лессировка темными красками, наложенными полупрозрачным слоем.


ПРИТЕНЕНИЕ - переход от светлого к более темному тону, выполненный в том же цвете.


ПРОБЕЛ - в иконописи высветление отдельных частей изображения путем многократных прописок с постепенным увеличением количества белил, наносимых по ровному основному тону. Символизирует присутствие божественного света (ср. ассист).


ПРОБЕЛ В ПЕРО - пробелка, исполняемая твореным золотом и серебром. Моделировка форм составляется из бликов (силок) и штрихов, идущих из силок попарно.


ПРОБЕЛ В ЩЕТИНКУ - пробелка твореным золотом и серебром, состоящая из основного блика и штрихов, исходящих из блика.


ПРОБЕЛ ИНАКОПЬЮ - пробел, исполненный листовым (сусальным) золотом, закрепленным на поверхности живописи ассистом.


ПРОПИСЬ - подправка красками отдельных участков первоначальной живописи при ее поновлении.


ПРОРОК - провозвестник воли Бога, предвидящий и предсказывающий будущее.


ПРОСКОМИДИЯ (греч. - принесение) - первая часть литургии - приготовление просфор и красного вина, их освящение и присуществление в Святые Дары.


ПРОСКРЕБКА - инструмент иконописца - заточенная палочка из дерева твердых пород, предназначенная для снятия лишних или неправильно проведенных краской линий, либо для "проскребания" краски до позолоченного фона по рисунку орнамента.


ПРОСФОРА (греч. приношение) - небольшой круглый хлеб, выпекаемый из пшеничного квасного теста. В православном богослужении используется в таинстве причащения.


ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА - см. Одигитрия.


ПЧЕЛИНЫЙ ВОСК - жироподобное легкоплавкое аморфное вещество, состоящее главным образом из сложных эфиров высших жирных кислот и одноатомных спиртов. Используется для приготовления многих красок, для защитных покрытий живописи и т. д.


ПШЕНИЧНЫЙ КЛЕЙ - клей, приготовленный на основе клейковины пшеницы и других злаков. Применяется как связующие многих красок.


Р

РАЙСКИЕ ВРАТА - см. Царские Врата.


РАМА ОКЛАДА - часть оклада или самостоятельный оклад, прикрывающий только поле иконы.


РаспятиеРАСПЯТИЕ - изображение искупительной жертвы, крестной мученической смерти Иисуса Христа. В композициях Распятия присутствует Голгофский Крест с распятым Христом, гора Голгофа (Лобное место) с Адамовой главой в ней, орудия страстей, часто Распятию предстоят Богоматерь, Иоанн Богослов и другие очевидцы или участники событий; в сложной многофигурной композиции изображается сотник Лонгин, плачущие жены, два воина с копьем и тростью, воины, бросающие жребий; в варианте "Распятие с разбойниками" изображаются три фигуры, распятые на крестах. Различают Распятие православное (на четырех гвоздях) и католическое (на трех гвоздях, когда обе стопы Распятого соединены одним гвоздем).


РЕКОНСТРУКЦИЯ (лат. reconstructio - восстановление) - восстановление по сохранившимся частям или воссоздание по документам или аналогам утраченного фрагмента произведения, либо всего произведения в целом.


РЕЛЬЕФ - вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона.


РЕСТАВРАЦИЯ (лат. restauratio - восстановление) - восстановление, приведение к первоначальному (или близкому к первоначальному) состоянию произведения.


РЕСТАВРАТОР - специалист, занимающийся сохранением и восстановлением произведений искусства.


РЕФТЬ - краска черного или темно-серого цвета на основе елового угля и известкового молока.


ризыРИЗА - 1. верхнее облачение священника, например, фелонь; 2. часть иконного оклада, прикрывающая изображения одежд.


РИПИДА (греч. - опахало, веер) - опахало в виде металлического или деревянного круга, ромба звезды и т. д. на длинной рукояти. Символ присутствия Небесных сил при совершении таинства Причастия.


Рождество БогородицыРОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ - один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 8 (21) сентября и установленный в воспоминание о чудесном рождении Богоматери от престарелых бесплодных родителей по Божественному обетованию. Упоминание об этом событии отсутствуют в канонических библейских книгах. Оно описано в т. наз. Протоевангелии Иакова, Псевдоевангелии Матфея и других апокрифических источниках. Икона Рождество Богородицы входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма.


РождествоРОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 25 декабря (7 января) и установленный в воспоминание о чудесном рождении Иисуса Христа Сына Божия от Девы Марии (Мф I, 25, Лк XI, 6-8). С догматической точки зрения Рождество Христово - воплощение Бога-Слова в человеческом образе - центральный момент в истории Божественного домостроительства, начало человеческого спасения. Вместе с тем это исполнение ветхозаветных пророчеств о явлении Мессии, Спасителя и Небесного Царя. Икона Рождество Христово входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма.


РОЗЕТКА (от франц. rosette - розочка) - орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося круглого цветка.


РОСКРЫШЬ - прием в палехской школе иконописи, первоначальное равномерное распределение красок по плоскости грунта.


РОСПИСЬ - в иконописи прорисовка темными красками по роскрыши всех контуров изображения, в том числе складок одежд и прочего, с помощью тонких кистей.


РТУТНАЯ КИНОВАРЬ - яркая красная краска, широко использовавшаяся в иконописи.


РЯСА - у священников, преподобных, монахов и монахинь верхнее одеяние.


РЯСНО - женские низанные (обычно жемчугом) подвесные украшения, прикрепляемые к головному убору и прикрывающие виски.


вступлениеследующий лист
А-Б
В-Г
Д-Е
Ж-З
И-К
Л-М
Н-О
П-Р
С-Т
У-Ф
Х-Ц
Ч-Ш
Щ-Ы
Э-Я
Иностранные слова
Заключение