предыдущий лист
С

СаваофСАВАОФ Бог, как Господь Сил, Господь воинств. Изображается в виде старца в белых одеждах.


САККОС (евр. рубище) - нижнее облачение епископов, близкое к стихарю, но короче его и украшен звонцами. Означает одежду печали и смирения. Звонцы саккоса означают благословение слова Божия, исходящее из уст епископа.


САНДАРАК - минеральная краска желтого (золотого) цвета, изготовляемая из трехсернистого мышьяка.


САНКИРЬ - в иконописи темный, оливковый или коричневый тон, поверх которого клались остальные, более светлые слои в живописи лица, рук и других открытых частей тела (личного письма).


САНОЧКА - часть кисти (инструмента) живописца, стержень утиного или гусиного пера, в который вставляются и закрепляются собранные в кисточку волоски.


САПОГИ - обувь с высоким голенищем.


СВЕТ - фон, написанный золотой или светлой краской.


СВИНЦОВЫЕ БЕЛИЛА - краска белого цвета, двууглекислый свинец.


свитокСВИТОК - свернутый в трубочку или развернутый лист бумаги или пергамента. Свиток с краткими текстами из Библии изображается в левой руке Христа, а также у праотцев, пророков, преподобных.


СВОД архитектурная пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму выпуклой криволинейной поверхности.


СВЯЗУЮЩЕЕ - вещество, входящее в состав красок и обеспечивающее сцепление пигментов. Природа связующего определяет особенность и название техники живописи: акварель, темпера, масляная живопись и т. д.


СВЯТИТЕЛЬ краткое именование святого иерея - священнослужителя.


СВЯТО-ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА - см. Александро-Невская лавра.


СВЯТЫЕ - мужи и жены, благоугодившие Богу подвигами христианской любви и благочестия, трудами добродетельной жизни в миру, монастырях, пустынях. Святые делятся Церковью на лики: праотцы, пророки, апостолы, равноапостольные, святители, страстотерпцы, исповедники, постники, блаженные и т. д.


СВЯТЫЕ ВРАТА - см. Царские Врата.


СВЯТЫЕ ОТЦЫ - см. отцы церкви.


СЕККО, альсекко, асекко (итал. al secco - по сухому) - настенная живопись по сухой штукатурке.


СЕНЬ - нарядный церемониальный навес над престолом, ложем и т. п., киворий. Символизирует небо, распростертое над землей.


СЕПИЯ - темно-коричневая краска, изготавливаемая из обработанного чернильного мешка каракатицы.


СЕРАФИМЫ - см. ангелы.


СИЛКА (от русск. сила) - в иконописи блик пробела в виде светлого мазка или золотого пятна, накладываемый на самые выпуклые участки облачения.


СИЛЫ - см. ангелы.


СИМВОЛ ВЕРЫ - краткое изложение основных догматов православного вероучения. Утвержден на I Никейском (первые 7 частей) и II Константинопольском (последние 5) Вселенских Соборах. Икона, символически иллюстрирующая Символ Веры, известна в русской иконописи, начиная с середины XVI века.


символы евангелистовСИМВОЛЫ ЕВАНГЕЛИСТОВ - условные изображения четырех евангелистов в образе живых существ: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Каждый крылат и держит Евангелие.


СИНЬ ГОРНАЯ - краска синего цвета на основе минерала азурита.


СКАНЬ - см. филигрань.


СКЛАДЕНЬ - складная икона из двух (диптих), трех (триптих) или нескольких (полиптих) частей.


СЛОНОВАЯ КОСТЬ жженая - краска черного цвета, приготовляемая посредством обработки соляной кислотой и обжига слоновой кости. Состоит исключительно из аморфного углерода.


СМАЛЬТА - цветное непрозрачное стекло (иногда и цветные природные камни), применяемое для изготовления мозаик.


СМОЛЯНОЙ ЛАК - лак, приготовленный на основе смолы, растворимой в спиртах или углеводородах и способной образовывать пленку при высыхании (испарении растворителя).


СОБОР - 1) Сбор, собрание. В иконографии - композиция, включающая несколько фигур, объединенных по принципу их взаимосвязи, например, Собор архангелов, Собор Богоматери и т. д.; 2) Главный (соборный) храм епархии, города или монастыря, в котором богослужения совершаются высшим духовным лицом (патриарх, архиепископ и т. д.).


СОБОР АРХАНГЕЛОВ - 1. Общее наименование нескольких праздников, посвященных поминовению небесных сил. 2. Икона, представляющая архангелов Михаила и Гавриила (иногда в окружении других небесных сил), которые поддерживают перед собой круглый щиток с изображением Спаса Эммануила. Основной догматический смысл композиции Собор архангелов - воплощение как победа над смертью, изначально предопределенная Божественным промыслом.


СОБОР БОГОМАТЕРИ - 1. Особый праздник, установленный в честь Богоматери и отмечаемый на следующий день после Рождества Христова - 26 декабря (8 января). 2. Икона, иллюстрирующая текст рождественской стихиры Иоанна Дамаскина. Представляет собой символический вариант иконы Рождество Христово: в центре располагается Богоматерь с младенцем на троне, а вокруг нее, в соответствии с текстом рождественской стихиры - ангелы, пастухи и волхвы, а также аллегорические изображения Земли и Пустыни. Предстоятелями от рода человеческого, прославляющего Богоматерь, выступают прославленные гимнографы и отцы церкви.


СОСУД СВЯЩЕННЫЙ - предметы, употребляемые при богослужении: потир, дискос, звездица, лжица, копие, дарохранительница.


СофияСОФИЯ (греч. - премудрость, знание, мастерство) - В ветхозаветных книгах олицетворение высшей мудрости и творческой любви Бога, Его мироустрояющая воля, источник бытия и орудие творения. Христианская традиция, начиная с апостольских времен, отождествляет Софию со вторым лицом Св. Троицы, Сыном Божиим Иисусом Христом (Кор I, 24). В византийском и древнерусском искусстве известны изображения Софии в виде аллегорической фигуры - как самостоятельные, так и в составе сложных символических композиций. Позднесредневековая традиция (начиная с XVII в.) нередко сближает Софию с Богоматерью.


СОШЕСТВИЕ ВО АД - см. Воскресение


СошествиеСОШЕСТВИЕ СВ. ДУХА НА АПОСТОЛОВ (Пятидесятница, Троица) - один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о сошествии на апостолов Святого Духа в Иерусалиме, во время иудейского праздника Пятидесятницы, отмечаемого на 50-й день после Пасхи (Мф III, 11, Мк I, 8 Лк III, 16). Икона представляет сидящих полукругом апостолов, на которых нисходит Святой Дух в виде языков пламени, под ними, в пещере - мужская фигура в короне, олицетворяющая просвещаемые народы. С XVII-XVIII вв. в центре апостольского полукруга окончательно утверждается изображение Богоматери. Икона Сошествие Св. Духа входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма.


СПАС - сокращенное от "Спаситель" именование Иисуса Христа. В иконописи Спасами именуют образы Христа. В быту Спасами называют три православных праздника, связанных с Иисусом Христом.


Спас в СлахСПАС В СИЛАХ - особый тип изображения Христа Пантократора в радужном сиянии небесной славы и в окружении небесного воинства (серафимов, херувимов и престолов) и четырех апокалиптических животных (Откр IV, 2-9) - четырех евангелистов, разносящих Его славу по четырем концам земли. Икона Спас в силах располагается, как правило, в центре деисусного ряда иконостаса русского православного храма.


СПАС ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ - см. Архиерей Великий.


СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ - иконографический тип изображения Иисуса Христа, представляющий Его в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, до прихода к людям, как юношу с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди. Нимб восьмиконечный (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом данного вида).


СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ - см. Пантократор.


Спас НерукотворныйСПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ - особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Нерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. От этого образа Спасителя первым получил исцеление Авгарь. Образ был помещен в нише над городскими воротами Эдессы. Впоследствии, при язычниках замурован глиняной доской (черепицей) и кирпичами. Обретен в 545 г. вместе с новым -отпечатком - на черепице, в 944 г. перенесен в Константинополь. Утрачен после нашествия крестоносцев в 1204 г. Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле - как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.


СПАС ПАНТОКРАТОР - см. Пантократор.


СПАС ЭММАНУИЛ - см. Эманнуил.


СПИСОК - копия с иконы.


СРЕДНИК - средняя основная сюжетная часть иконы с клеймами. В ней изображается главный сюжет иконы, в клеймах - развитие темы.


СретениеСРЕТЕНИЕ - один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 2 (15) февраля и установленный в воспоминание о принесении Христа во храм на сороковой день после рождения - согласно ветхозаветному обряду. В храме Он был встречен старцем Симеоном, узнавшем в Христе Мессию и пророчествовавшем о Его грядущем служении (Лк II, 22-39). Основной смысл этого события - встреча Ветхого и Нового Заветов, закона и благодати. Вместе с тем ритуальное принесение младенца во храм, близкое по значению к жертвоприношению, может восприниматься как прообраз грядущей искупительной жертвы. Икона Сретение входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма.


СТАРИНЩИК - иконописец, работающий в старых, дониконовских традициях.


СТАФФАЖ - небольшие изображения людей, животных, архитектурных сооружений в сложных композициях.


СТЕЖОК - отдельный прямолинейный участок нити от прокола до прокола.


СТЕННОЕ ПИСЬМО - общее обозначение для всех видов настенной живописи.


СТИЛЬ - устойчивая и единообразная система трактовки форм, характерная для периода господства определенного художественного вкуса.


СТИХАРЬ - нижнее облачение священников (подризник) и верхнее - диаконов, длинная до щиколоток рубаха с вырезом по горлу и с широкими длинными рукавами (у священников - с узкими). Стихарь знаменует ризу спасения и одежду веселия и означает чистую совесть, непорочную жизнь и духовную радость о Господе - непременные условия для принимающих участие в богослужении.


СТОЛП - 1. Отдельно стоящая башня; 2. В храме - колонна, поддерживающая своды.


столпникСТОЛПНИК - отшельник, подвизающийся стоянием на столпе.


СТОЛЯРНЫЙ КЛЕЙ - клей, получаемый вываркой обезжиренных костей животных.


СТРАЗ - 1. Сплав стекла, названный по имени его изобретателя О. Штрасса, применяемый для имитации драгоценных камней; 2. Поддельный драгоценный камень. Составной страз - драгоценный камень, склеенный со стеклом, хрусталем, либо другим (более дешевым) драгоценным камнем.


Страшный СудСТРАШНЫЙ СУД - заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом, вселенский суд, который будет осуществлен Иисусом Христом во время второго пришествия над живыми и мертвыми, воскрешаемыми во плоти и получающими по приговору Судьи сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечные муки в аду (Мф XXV, 1-13, 31-33). Иконография Страшного Суда складывается в византийском искусстве в XI-XII вв. Традиционный вариант этой композиции включает в себя большое количество изображений, которые можно сгруппировать по трем темам: 1) второе пришествие Христово, воскресение мертвых и суд над праведными и грешными 2) обновление мира 3) торжество праведников в небесном Иерусалиме. Изображение Страшного Суда входит в систему росписи византийского и древнерусского храма и располагается, как правило, на западной стене.


СударьСУДАРЬ - покров, ткань для покрытия сосудов. Используется также в проскомидии и евхаристии при приготовлении и освящении Святых Даров.


СУРИК - название красок красных и красно-коричневых цветов. Сурик свинцовый - красная краска оранжевого оттенка - смешанный окисел свинца - свинцовая соль ортосвинцовой кислоты; Сурик железный - краска от красно-коричневого, вишнево-красного, до желтовато-красного оттенка. Представляет собой природную окись железа с небольшой примесью глинистых веществ и песчаника.


СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО, серебро, сусаль - тончайшие (обычно доли мкм) пленки золота или серебра для золочения (позолотных работ).


Т

ТАБЛЕТКА - см. цка холстяная.


ТАИНСТВА - богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Православная церковь признает семь таинств: крещение, причащение, покаяние, священство, миропомазание, брак, елеосвящение (соборование). В церковном искусстве XVII-XVIII вв. известна символическая композиция Семь Таинств.

Тайная ВечеряТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ - последняя совместная трапеза Иисуса Христа и двенадцати апостолов накануне дня крестной смерти Христа (Мф XXVI, 17-35, Мк XIV, 12-31, Лк XXII, 7-38, Ин XII,1-17). Происходила в первый день иудейской Пасхи (согласно Евангелию от Иоанна - накануне Пасхи), которая обычно сопровождалась ритуальным закланием и вкушением пасхального агнца. На Тайной вечере в роли жертвенного агнца выступает сам Христос, совершающий символическое жертвоприношение. В византийском и древнерусском искусстве, наряду с символико-догматической композицией Евхаристия (Причащение апостолов), получила распространение историческая композиция на тему Тайной вечери, непосредственно иллюстрирующая евангельский текст.


ТВОРЕНОЕ ЗОЛОТО, серебро - перетертый в тонкий порошок металл, используемый в качестве краски.


ТЕЛЬНИК - рубаха, короткий хитон воина.


ТЕМНИЦА - место заключения.


ТЕМПЕРА - краски, связующим веществом которых служат эмульсии - натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и др.).


ТЕРЕВЕРДА (от франц. зеленая земля), празелень - природная земляная краска из закиси железа, магния, калия, натрия, с обязательным содержанием кремнезема и глинозема.


ТЕРПЕНТИН (терпентинное масло) - сосновая живица, смесь ароматических углеводородов - терпенов и природных примесей. Используется как разбавитель красок и в качестве основы смоляных лаков.


ТЕТРАМОРФ (греч. - четырехвидный) - традиционное обозначение небесных существ (ангелов), описанных в видении пророка Иезекииля (Иез I, 4-25). Крылатое существо с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла.


ТОНДО (итал. tondo - круглый) - произведение живописи, написанное на основе круглой формы.


торокТОРОК (слав. - ремень) - белая повязка на челе ангела.


ТРАВЩИК - мастер по изображению орнаментов (трав).


ТроицаТРОИЦА - Бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца, Сына и Духа Святого. Для уяснения взаимоотношений лиц Св. Троицы богословие выработало особые термины: усия - субстанция или сущность, то, что является общим между всеми тремя лицами и ипостась - особенные личностные свойства нерождаемости (безначалия), рождения и исхождения, присущие каждому из трех лиц в отдельности. Догмат о С. Троице - первый христианский догмат, сформулированный и установленный церковью вскоре после официального принятия христианства и включенный в определения I и II Вселенских Соборов (см. Символ Веры). Поскольку христианская традиция на протяжении веков настаивала на неизобразимости Бога-Отца, непосредственное изображение Троицы появляются в византийском и древнерусском искусстве сравнительно поздно, в XV-XVI вв. Ему предшествуют символические и изображения, среди которых наиболее распространенным было изображение гостеприимства Авраама . В XVI-XVII вв. широкое распространение получают изображения Троицы, непосредственно изображающие все три ипостаси (в обход запрета, который продолжает действовать): Отца в виде старца с восьмиконечным нимбом, Сына в виде отрока, восседающего на лоне Отца (Ин I, 18) или взрослого мужа, восседающего на троне по правую руку от Него и Святого Духа в виде голубя. Обычно такого рода изображения располагаются в центре праотеческого ряда иконостаса русского православного храма.


ТУНИКА - женская и мужская прямая узкая одежда с рукавами.


ТЯБЛО - деревянный поперечный брус, на который устанавливались ряды икон.


вступлениеследующий лист
А-Б
В-Г
Д-Е
Ж-З
И-К
Л-М
Н-О
П-Р
С-Т
У-Ф
Х-Ц
Ч-Ш
Щ-Ы
Э-Я
Иностранные слова
Заключение