Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • 20 век: нищета идеологий
  • Астрология
  • Долой редукционизм
  • Живые и мертвые слова о бытии
  • Как я бросил курить
  • Крещение в Тобольске
  • Кров и кровь
  • О ханжестве
  • О любви
  • О наркомании
  • О пользе катихизисов
  • О православной империи
  • О православной философии
  • О стереотипах
  • Об исцелении
  • Отношения государства и Церкви
  • Пихтовое масло
  • О православном преподовании политологии
  • Про авангард
  • Диалог про вино
  • Молитвы об исцелении алкоголиков
  • Про Глеба Якунина
  • Про свободу
  • Прогулки по Лондону и Парижу
  • Рецепты
  • Скрытое и сокровенное
  • Смотря православное видео
  • Проблема отношения к сокровенному в человеческой культуре
  • Про сокровенное
  • Технология лжи
  • Харе Кришна, общество русской культуры
  • Об исцелении.

         Вокруг мы видим множество людей, горделиво заявляющих о своем здоровье. У них желтые одутловатые лица, трясущиеся руки, хриплые прокуренные голоса. Они не могут и дня прожить без нескольких сигарет или стакана водки. И это здоровье? Наряду с "мнимыми здоровыми" много людей "мнимо больных", постоянно озабоченных нарушением своего здоровья, выискивающих у себя симптомы малейших недомоганий, постоянно принимающих снадобья, лекарства, витамины и т.д. Глядя на них, понимаешь, что эти люди действительно больны, но не тем, от чего лечатся.
         У святых отцов читаем, что болезнь связана со грехом, да и сама греховная отрасль, в сущности, есть болезнь. Иисус, исцелив расслабленного, говорит: "Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои" (Мф.9,2). Совершив другое исцеление, Он говорит: "Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже" (Ин.5,14). Мы в нашем падшем состоянии не можем видеть ясно и отчетливо свои болезни. Во-первых, часто смотрим лишь на тело, а про душу и дух забываем. Во-вторых, причину болезни понимаем примитивно: несчастный случай, простуда, переутомление, инфекция. Не хотим осознать, что Бог часто попускает болезни и скорби для нашего вразумления, исправления, для того, чтобы человек задумался над своей жизнью и изменил ее. ( Да и само слово "причина" какое-то маловразумительное. Вот бросили камень в окно и оно разбилось, какая тут причина? То, что стекло хрупкое? Да, конечно. То, что камень хрупкий? Да, и это тоже. То, что было кому бросить? То, что бросавший оказался почему-то в данное время в данном месте? Выстраиваем, выстраиваем причинно-следственные связи, а они уходят куда-то в "дурную бесконечность"). В-третьих, мы по своей безлюбовности и эгоистической самозамкнутости не видим того, что болезни наши и недуги почти всегда носят коллективный характер. Мы стараемся закрывать глаза на свою часть вины в недугах и страданиях других людей.
         Исцеляет один Бог.
    "Ибо Я, Господь, целитель твой" (Исх. 15, 26). Исцеляет, давая человеку цельность, выстраивая тело, душу и дух. Цельность же определяется целью. Цель наша есть Спасение, приобретаемое стяжанием благодати и обожением всей полноты человеческого естества. Хотим ли мы исцелиться? Многие из нас находятся в равнодушном, бездумном состоянии автоматического проживания земной нашей жизни. Другие "сдруживаются" со своей болезнью, преследуя при этом свои греховные цели (меньше трудиться, избежать той или иной службы, получить определенные поблажки). Третьи одержимы саморазрушением, предаваясь наркомании, алкоголизму, получая наслаждение от лени и сластолюбия. Но если человек искренне, всем сердцем пожелал исцеления, значит его выздоровление уже началось. Целительна вся совокупность Церковной жизни, Святые Таинства, дающие человеку Богопричастность. Коль скоро это так, возникает важный вопрос: стоит ли православному христианину в случае каких-либо недугов обращаться к врачам или для него есть одна врачебница - Церковь и другой ему не надо? Епископ Варнава в "Основах искусства святости" пишет, что великие святые и подвижники никогда не лечились у врачей, предоставив все дело Богу. Но только совершенные могут без лжи сказать: "Да будет воля Твоя!" Для нас, немощных, маловерных и мнительных, отказ от врачебной помощи легко может стать той почвой, на котрой взрастет непомерная гордыня: я не такой как все, все вынуждены ходить по больницам, а для меня, как только захвораю, Господь тут же сотворит чудо! Если у меня заболели зубы после того, как я ел много сладкого и должным образом за ними не следил, не стыдно ли мне будет просить у Господа чудесного исцеления? По-моему, достойнее сходить в больницу, запломбировать зубы и впредь быть более умеренным. Сказано: "не искушай Господа Бога твоего" (Мф.4,7). Не стоит бросаться в пропасть и ждать, пока ангелы тебя подхватят. Человек должен постараться пройти свою часть пути по направлению к Богу, сколь бы ничтожной ни была эта часть пути. Медицина не противоречит Заповедям Божьим. Она была допущена Господом, о чем говорится в Библии. Среди христиан во все века было много врачей. (Наоборот, среди сектантов часто встречаем полное неприятие медицины). Но, обращаясь за помощью к врачу, мы должны помнить, что исцеление дает нам не врачь, а Господь. Все наше - и силы, и здоровье, и сама жизнь - от Господа. Лечась у врача, у Бога мы должны просить выздоровления. Благочестивый же врач просит, чтобы Бого помог ему подать больному облегчение, свои отношения с больным он контролирует заповедями евангельскими и церковными. У первых христиан, свидетельствует епископ Варнава, часто лекарь духовный и телесный совмещались в одном лице. В нашем, пораженном грехами и пороками обществе, медицина предстает в трех основных обличьях. Во первых, есть (пусть пока и не очень много) врачи-христиане, освящающие свое дело молитвой, не отделяющие себя от Церкви. Во-вторых, ечть "традиционные" врачи-атеисты или безразличные к вере специалисты-профессионалы. Они смотрят на наше тело как на некий механизм, на человека как на разновидность животного, на сознание как на секрецию мозга и функцию электро-химической цепи, на смерть как простое небытие. Это мировоззрение принесло очень много бед, о которых все мы достаточно хорошо знаем, и нет необходимости подробно здесь об этом говорить. Когда с "медицинских" позиций поощряется разврат; насаждается культ плоти, благодаря чему отодвигание телесной смерти становится подлинной бесноватостью, заставляющей девяностолетних стариков бежать многокилометровые кроссы единственно для укрепления плотского здоровья; когда тот или иной лекарственный препарат объявляется панацеей от всех бед - все это горькие плоды такого мировоззрения. Однако, добросовестный медик-специалист может помочь нам избавиться от недугов телесных (никак не духовных). В-третьих, есть врачи-язычники, служащие противобожественным силам и прибегающие к ним в своей практике (экстрасенсы, био-энергетики, маги-психотерапевты, тософы и "телософы", и прочая, и прочая и несть им числа) Бывает часто, что "духовное целительство" предлагается поминающими Имя Господне сектантами разного рода, людьми нецерковными, Евангелие самочинно читающими и вкривь и вкось трактующими, сочетая его порой с самыми дикими языческими суевериями.
         Поэтому на вопрос можно ли православному христианину ходить к врачу следует ответить: да можно, но не ко всякому, называющим себя "враем" и "целителем". И на лечение, конечно, следует испрашивать благословения у своего духовного руководителя. Жизнь человека с молитвой, покаянием, причастием; жизнь в умеренности и чистоте - это единственно здоровый образ жизни, предотвращающий телесные и душевные недуги. А если уж христианин заболел, тоо первым делом должен позаботиться о принятии Святых Таинств покаяния, елеоосвящения и причастия.

    В.Г.Богомяков