Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • 20 век: нищета идеологий
  • Астрология
  • Долой редукционизм
  • Живые и мертвые слова о бытии
  • Как я бросил курить
  • Крещение в Тобольске
  • Кров и кровь
  • О ханжестве
  • О любви
  • О наркомании
  • О пользе катихизисов
  • О православной империи
  • О православной философии
  • О стереотипах
  • Об исцелении
  • Отношения государства и Церкви
  • Пихтовое масло
  • О православном преподовании политологии
  • Про авангард
  • Диалог про вино
  • Молитвы об исцелении алкоголиков
  • Про Глеба Якунина
  • Про свободу
  • Прогулки по Лондону и Парижу
  • Рецепты
  • Скрытое и сокровенное
  • Смотря православное видео
  • Проблема отношения к сокровенному в человеческой культуре
  • Про сокровенное
  • Технология лжи
  • Харе Кришна, общество русской культуры
  • Итог авангарда.

         Об авнгардном искусстве написано и пишется очень много. Одни, те кто преклоняется пред идолами "новое" и "иное", превозносит его: они считают, что новое всегда лучше, интереснее, прогрессивнее страрого. Однако, любовь к новому - сторое как мир человеческое заблуждение. Другие с пеной у рта защищают прекрасный реализм от безобразного авангарда. (Г.В.Плеханову принадлежит курьезное определение авангарда, как "кризиса авангарда"). Но что безобразного в "Черном квадрате" К.Малевича или в полотнах, наприме, Ива Клейна, где один синий цвет и ничего больше? С другой стороны, реализм может быть бездуховным, отражающим лишь сутолоку телесной жизни, в которой не присутствует ни душа, ни Дух. Для нас важно понять, что такое авангрд с точки зрения христианской.
         Более близкое знакомство с авангардом убеждает, что это не просто озорство или чистый эпатаж: намерения авторов совершенно серьезны. Как особая человеческая деятельность, как практика радикальных жестов, авангард оказал значительное влияние на жизнь человека в 20 веке. Некоторые называют даже в качестве титанических фигур нашего времени А.Эйнштейна и К.Малевича, которые "ушли за грань умозрительного и дошли до как бы трансцедентного, предстали пред Тайной" (Ю.Злотников). Отметим также, что к авангарду не следует подходить с традиционными для искусства мерками; еще в начале века отец Павел Флоренский прозорливо писал, что авангард - это не искусство, а, скорее, "магическая техника", "магические машины". Сам термин (фр. avant- garde) был перенесен из сферы тактики военных действий, а затем политики, в область художественной критики в конце 19 века дл яобозначения новых, нестандартных явлений в искусстве. Термин прижился и в 20 веке, им обозначают радикальное крыло, отказавшейся в своей деятельности практически от всего традиционного в искусстве, создавшее специфическое "не-искусство", основанное на желании нигилистического прорыва в неведомое, открытие новых областей сознания и проч.
         Что же явилось причиной возникновения авангарда? Источник авангарда, как признают сами его приверженцы в безблагодатном чувстве неприкаянности, страха, отчаяния, ужаса перед собой и перед миром. Такое мироощущение - следствие понимания природы картезианским человеком, отступившим от Бога, понимания, утвердившегося в Новое время: природа для него больше не гармонически - всеобъемлюще, мудро упорядоченное Творцом. Она понимается как совершенно чуждый человеку механизм, невообразимо бесконечный, холодный, пустой и страшный. И чем далее отступивший от Бога человек познавал этот чуждый ему окружающий мир, тем более ему открывалось нечто до предела неестественное и неопределенное.
         Твердое вещество не оказывается важнейшей природной субстанцией в мире, где материя и энергия переходят друг в друга. Время течет по-разному для тех, кто движется с разной скоростью. Субатомные феномены обнаруживают двойственность, при наблюдении проявляя себя и как частицы и как волны. Поистине есть от чего прийти в ужас!
         Это ощущение человека, лишившегося дома и оказавшегося голым и беззащитным в беспредельном, холодном, пустом, непонятном пространстве. ( Для христианской традиции, напротив, чрезвычайно важен образ дома. Промысл Божий о мире обычно раскрывался в понятиидомостроительства Троицы. Деятельность человека понимается как мудрое управление миром - данным Богом человеку домом ). Ужас и неприкаянность, лежащее в основании авангардного творчества, наряду с осознанием неестественности и неопределенности окружающего мира вызваны были также полным принижением образа человека. Ибо если человек живет в безличной Вселенной, если его существование всецело упрощено в ней и поглощено ею, то и он сам, по сути дела, безличен и его личный опыт не более чем психологическая фикция. Человек в Новое время стремится осознать себя как самодостаточное, свободное Я, изменяющее себя и окружающую среду на основе собственных дарований и инициативы. Но парадокс состоит в том, что человек понимается лишь как часть природы. Природное заменяет и обсолютное, и Святое, и благочестивое, понимается как норма, естественная мера всех проявлений человеческого бытия ("что естественно - не безобразно"). Но ощущать себя лишь частью природы не выносимо! Не выносимо быть лишь животным, отличающимся от других животных только степенью своего развития. Человек теряет венец повелителя природного мира, дарованный ему Господом. Он - лишь следствие неких случайных событий, лишь генетическая стратегия для продолжения своего вида. Человеком, по учению Фрейда, играют бессознательные силы, определяющие его сознательное состояние. Каждый обречен на смерть и распад во Вселенной, которая движется к беспорядку, чтобы достичь состояния наивысшей энтропии и "тепловой смерти". Таким образом, без Бога и природа теряет и человек теряет свою человечность. Авангард - это действие бесчеловечного человека в неестественной среде. Человек хочет найти выход из овладевающего им ужаса, хочет найти твердое основание на котором можно выстроить мир простой, ясный и надежный.
         Авангард возник как философско-художественная утопия создания принципиально "нового мира" и "нового человека", утопия идейно близкая и концепциям антрополатрии, "человекобога", "абсолютного природного человека" и прямо противоположная христианской антропологии. Утопия авангарда близка к умонастроению, выраженному в романтизме, течении в западно-европейской мысли, развивавшемуся, начиная с эпохи Возрождения параллельно с просвятительским рационализмом. Оба эти течения по сути своей безбожны, имеют своим истоком Реформацию. Но романтизм, в отличае от просветительского рационализма, видел в природном мире не механизм, а некий таинственный организм, настаивал на невыразимо сложной природе человеческого "я" и пришел не к деизму и атеизму, как просветительский рационализм, а к аккультизму, неоязычеству и проч. Для отошедших от Бога людей романтизм привлекателен сильным индивидуально - личным началом, красотой поэтического видения и последовательной антиутилитарностью.
         Утопия авангарда занимает свое место среди других форм утопического сознания, основанных на идеале человека - покорителя пространства и времени, хозяина Земли, истории и Вселенной, на активно - эволюционном идеале человека - преобразователя всего сущего, ведущего тотальную эксиансию во всех направлениях. В утопии марксизма-ленинизма абсолютный статус достигается человеком путем изменения общественных отношений. В утопии космизма человек приобретает абсолютность в процессе эволюционной научно-практической деятельности ( в качестве примера можно назвать учение русского философа Н.Ф.Федорова о воскресении всех поколений, когда-либо живших на Земле в результате целенаправленной научно-практической деятельности всего человечества). В оккультной утопии "человекобог" формируется на пути выявления неких скрытых в человеке и природе сил и всеобщих взаимосвязей. Авангард, обнаруживая очень много общего и с оккультным, и с космистским идеями, а также с "теорией социального освобождения трудящихся масс", представляет из себя еще одну самостоятельную форму утопического сознания - утопию достижения абсолютности через трансформированное искусство, способное созидать "нового человека" и "новый мир". К.Малевич писал: "Мы хотим себя выстроить по новому образцу и системе, что-бы вся природа соединилась с человеком и образовала единый всесильный лик".
         Авангард мечтал о человеке, сделавшимся средоточием энергетических сил природы, о стирании границы между искусством и миром природной материи. Для достижения этой цели авангард хотел обнаружить в человеческом сознании некую окончательную субъективность, ведущую свою скрытую деятельность, так называемое "чистое сознание". Путь к самодостаточному могуществу глубинных слоев сознания, попытка найти элементарное, неунечтожимое в сознании и окружающей действительности приняли в авангарде форму тотального агрессивного "очищения сознания". Символом его является беспощадная война. В работах предчтавителей авангарда культивировался образ художника - героя, ведущего ожесточенную борьбу c окружающим миром. "Мы были один на один против целого скопища звезд" - писал Маринетти. Русские футуристы начала века уподобляли себя воинами, а свои выступления сражениям и битвам. ( Название футуристического объединения "Гилея" - указание на родину скифских царей, воплощающую архетии героического поиска ). В "очищении сознания" авангард стремился добиться чистоты полной первозданности, носящей характер абсолютности. На повестку дня встало очищение сознания от психологизма, от "гнета культуры", от всего безжизненного ("Надо верить в жизнь" писала Елена Гуро). Авангардисты стремились уйти в глубь сознания и именно там найти простую, элементарную, неуничтожимую жизненность. Сознание должно быть очищено также от разума и логики, от морали, т.к. они не соответствуют бессознательному автоматизму природных процессов.
         И, наконец, сознание должно быть очищено от предметов. Так, К.Малевич считал, что в предметах пребывают презираемые им человеческие чувства, которые необходимо отбросить, чтобы стать квинтэссенцией природных энергий. В "очищении сознания" авангард отказывается сначало от целостности предметов, а затем от предметно-телесного вообще, стремясь выявить скрытую в вещах имматериальную суть.
         На первом этапе "очищения сознания" в скобки заключается предметность и художнику является мир - процесс бесконечных и безграничных энергетических взаимодействий, метаморфоз, трансмутации, где дарит вечное становление и перетекание одних форм в другие. Дискретные тела уступили место "универсальному динамизму" никогда не прекращающихся процессов. Разные направления авангарда с разной степенью последовательности и решительности выражали это "текущее", гомогенно - слитное бытие, очищенное от устойчивых форм и структур, бытие, где все сиюминутно и процессуально. Человек растворяется в череде магических превращений и трансмутации. Начав с обсалютного радикального ячества, стремление переделать весь мир по своему хотению, авангард вместе с миром устойчивых форм теряет человеческое "я", без которого совершенно бессмысленным становится выдвинутый в начале пути идеал человека - абсолютного хозяина Земли, истории и Вселенной.
         Безлюбовность авангарда, на которую указывали многие авторы - это не результат злонамеренности художников, а качество антологическое: любовь не возможна, если все мы слитное, вечно-текущее, гомогенно-единое. Любовь с необходимостью предпологает существование Дркгого. Авангард не мог остановиться на этом этапе "очищения сознания". Во-первых, потому что неприкаянность, вызвавшая к жизни авангард, тысячекратно усиливается в этом странном "мире", где все зыбко и неопределенно, где нет ничего устойчивого, где царит предельная бездомность. Во-вторых, авангарду хотелось увидеть, где берет начало этот "энергетический водоворот". Все вещи не только изменчивы, но и устойчивы, в любой вещи, находящейся в становлении есть устойчивое ядро. Что же это за устойчивое ядро? И авангард проходит дальше этого вечно-текущего потока к тому, на чем он держится - к "нулевой онтологии" Черного Квадрата.
         Авангард видит нуль на котором держится мироздание. Сознание постепенно очищалось слой за слоем, пока внутри не оказалась пустота. "Нуль", "пустота" - эти слова без конца повторяет в своих работах К.Малевич, зачарованный открывшейся ему Тайной. "Нулевой", как известно может быть разной. В богословии и философии известна ипофатика как запрет мысли следовать естественными путями и образовывать понятия, заменяющие Божественную Реальность. Фундаментальный образ "Божественного мрака" не означает просто тьму, а то, что неизмеримо выше света.
         В случае же с авангардом, не ведающим Бога, найденное - просто нуль, вульгарная физическая пустота, несуществование, смерть как тривиальное небытие. ( Ведь религиозное состояние смерти принципиально другое. Во-первых, она относительна "ибо у Него (т.е. Бога) все живы"(Лк.20,38). Во-вторых, она Великое Таинство, как бы рождение человека из временной жизни в Вечность. В-третьих, после прихода в мир Христа смерть как следствие грехопадения преодолима на пути теосиса ( обожения ) велось до "Воскресения мертвых и жизни будущего века"). Но для авангарда все эти мысли закрыты. Он видит просто совершенно пустое место. "Сам по себе" мир и "сам по себе" человек - это ничто, их просто не существует. Таким образом, авангард помимо своей воли выразил важнейшую быт....ную интуицию, что лишь Богом мы живем и движемся и существуем, а без него нет ни человека - ни его природного окружения, т.к. они воздвигнуты на пустоте и нет даже никакой "первоматерии", "хаоса", как материала, в котором бы они имели свою потенциальность. Объективная реальность творится и держится Богом и без него не существует ничего, без него - только небытие.

    М.Чистякова.