Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • 20 век: нищета идеологий
  • Астрология
  • Долой редукционизм
  • Живые и мертвые слова о бытии
  • Как я бросил курить
  • Крещение в Тобольске
  • Кров и кровь
  • О ханжестве
  • О любви
  • О наркомании
  • О пользе катихизисов
  • О православной империи
  • О православной философии
  • О стереотипах
  • Об исцелении
  • Отношения государства и Церкви
  • Пихтовое масло
  • О православном преподовании политологии
  • Про авангард
  • Диалог про вино
  • Молитвы об исцелении алкоголиков
  • Про Глеба Якунина
  • Про свободу
  • Прогулки по Лондону и Парижу
  • Рецепты
  • Скрытое и сокровенное
  • Смотря православное видео
  • Проблема отношения к сокровенному в человеческой культуре
  • Про сокровенное
  • Технология лжи
  • Харе Кришна, общество русской культуры
  • Разговор Василия Лукича и Ивана Абрамовича на тему “Православие и пьянство”

        
    Василий Лукич:
    Тема сия вообще-то ясна, как дважды два. Пьянство - грех. Винопитие же - нет. Иоанн Златоуст писал, что не вино причина зла, но злоупотребление вином. “Не презирай вина - презирай пьянство” - сказал святитель. И царь Давид, называемый Псалмопевцем, указывал, что вино веселит сердце человека. И апостол Павел в новозаветные уже времена рекомендовал Тимофею употреблять немного вина с лечебными целями. И дорогой наш князь Владимир высказался достаточно определенно: “Руси веселие есть пити”. Но злоупотреблять, конечно не надо...
    Иван Абрамыч:
    Святоотеческая литература вся говорит нам о трезвенности, о трезвении. Как это совместимо с употреблением одурманивающих веществ: водки, анаши, табака и т.д. и т.п.? То, что Церковь дозволяет православному человеку по его слабости выпить в определенные дни немного вина не означает, что вино есть благо для человека. Наша высокая цель - обожение. Но как обожиться со стаканом водки, косяком анаши или сигаретой?
    В.Л.: Ставить знак равенства между водкой анашой и табаком?! Да вы, как я погляжу, радикал !
    И.А.: Но ведь так оно и есть. И водка и наркотики суть одно. И табак ничуть их не лучше. Недаром существовала пословица “Кто курит - Бога из себя турит”. Когда старцу Амвросию рассказали про некоего публициста, пишущего на моральные темы, как про человека высоко-духовного, старец изумился: “Так он же курит!” Для него несовместимы были духовная жизнь и курение ни в какой мере.
    В.Л.: Но ведь может же алкоголь принести хоть какую-нибудь пользу. Да и табак, и легкие наркотические вещества...
    И.А.: Например?
    В.Л.: Например, для очень многих творческих людей алкоголь является стимулятором. И разве грех - стакан доброго вина, который способен воспламенить воображение, окрылить мысль, вызвать неожиданные ассоциации. Омар Хайям и Ли Бо, Хэмингуэй, С.Есенин, Фадеев, Мих.Светлов, Ромен Роллан и Анатоль Франс... Не говоря уж о Венедикте Ерофееве!
    И.А.: Вы совершенно правы. Называть можно еще десятки десятки имен. Известная нам “мировая литература” - это на 80-90% литература алкоголиков. Мы восхищаемся теми или иными произведениями, но для нас неведома, по большому счету, литература трезвых людей. Алкоголизм и пьянство несут в литературу: фальшивые чувства, алкогольную депрессию, оскудение языка как следствия оскуденния ума, примером чего может служить так называемый “алкогольный юмор” и т.д. и т.п. Когда я говорю о фальшивых чувствах, то имею в виду необязательность и немотивированность пьяных признаний, мордобоя, поцелуев и экзальтированных восторгов на пустом месте, о которых сам восторгавшийся вспомнит на другой день с недоумением. Но все это шуточки по сравнению с алкогольным унынием, с тотальным похмельным ужасом и моральным террором, с тьмой непроглядной депрессии. Возьмем двух людей, одинаково жестоко мучимым бесом пьянства. Один - простой смертный, второй - литератор. Первый, выходя из запоя, отваживает беса молитвою,витаминами, кисло-молочными продуктами, прогулками на свежем воздухе, легкими сочувственными беседами с окружающими людьми, баней и водными процедурами, второй же берет трясущимися руками бумагу, садится за машинку и выписывает своего беса, да так остервенело, что крупные капли токсичного пота покрывают чело. И бес покидает писаку и идет дальше бродить по свету. А писатель удовлетворенно вздыхает: “Уф! Легче стало”. Помучился я - помучайтесь теперь и вы, дорогие читатели.
    В.Л.: А что такое алкогольный юмор?
    И.А.: Людям пьющим достаточно намекнуть в любом контексте на пузырь, щелкнуть себя по горлу, заметить “что-то стало холодать, не пора ли нам поддать” и они обязательно засмеются. Так же радует поклонников анаши любое упоминание о “косяке”. А песня, где есть слова “папирос-гаджибас”, восхищает их как Джоконда искусствоведа. В качестве примера книги, полностью построенной на алкогольном юморе, можно назвать пресловутого “Бравого солдата Швейка”, бывшего в советском обществе культовой книгой... Да, Есенин, Хемингуэй, В.Ерофеев и многие, многие другие стимулировали свое творчество: кто стаканом - кто бутылкой. Весь вопрос в том: есть ли это то творчество, к которому призвал нас Господь Бог? В.Л.: Вам не кажется, что мы слишком уж углубились в дела литературные? А что вы скажете о том, что небольшое количество вина раскрепощает, помогает общению? В этом-то что плохого?
    И.А.: Может быть общение, единение людей в Боге. А может быть и ложное их “собирание” в сатане.
    В.Л.: Ну, хорошо. Вот пришел человек с тяжелой физической работы, выпил стакан “с устатку”...
    И.А.: Еще одна иллюзия, с помощью которой человек пытается себя утешить и убедить, что “немного можно”, “все хорошо в меру” и проч. Достаточно посмотреть на людей физически работающих и при этом обходящихся без табака и алкоголя: они и в 80 лет могут быть здоровы и сильны. И посмотрите теперь на подавляющее большинство пролетариата и люмпен-пролетариата. Люди, сопровождающие тяжелую физическую работу пьянством и курением, - в 40 лет старики.
    В.Л.: Все ваши высказывания небессмысленны и очень убедительны. Все-таки вы меня не убедите, что одно и то же выпить в ресторане фужер шампанского и бутылку водки в подъезде. И когда, замечу по своему опыту, собираются православные за бутылочкой вина - это совсем другое дело, чем бичи за фанфуриком одеколона.
    И.А.: Дорогой Василий Лукич! Кто-то считает алкоголь более вредным, кто-то менее вредным. Всемирная Организация Здравоохранения разрешает нам одну норму, сельские традиции - другую. Но давайте попытаемся взглянуть на эту проблему несколько глубже. Мы, люди, тесно связаны друг с другом. Есть среди нас много таких, кто по состоянию обмена веществ, нервной системы моментально спивается. Одного стакан водки может взбодрить, другого - загнать в могилу. Умеренно-пьющий человек полон фарисейского самодовольства: я меру знаю; я не такой как эти ободранные люди с опухшими сизыми лицами. И он с чистой совестью выпивает свой вечерний стакан (рюмку), не понимая, что транслирует в мир грех и смерть. Поэтому я говорю: православный человек не должен пить вовсе. Так ему надлежит поступать по любви к другим людям.
    Даже когда человек один запирается в комнате, чтобы выпить бутылку водки, он не один. За стенкой дети, жена, отец, мать. Те, кому может быть плохо от его пьянства. Если нет их, то впереди нерожденные пока дети, череда потомков, которым алкоголь меняет генетические свойства, Ведь никто не знает своего будущего, как не знает и своих таинственных глубин. И в таинственные эти глубины уходит алкогольный импульс и поистине не дано предугадать, какие тонкие структуры повредятся и какие стены падут.
    И потом, дорогой Василий Лукич, одно дело иудейское общество при царе Давиде. Другое дело - нынешняя Россия. Поймите, мы у последней черты. Дебилизация населения. Суицид, как следствие полного затемнения сердца. Море бессмысленных, иррациональных бытовых преступлений на почве пьянсвта. Невиданнейшее сокращение продолжительности жизни как следствие сугубой греховности и полного отпадения от Бога. (Ной прожил 950 лет. Адам - 930. Средняя продолжительность жизни в период “перестройки” - 55 лет.) Общество находится в страстном, греховном состоянии и во многом потому, что люди “пропили ум”. Нынешняя ситуация - это потеря управляемости всем, чем традиционно принято управлять. В.Л.: Мрачная картина - ничего не скажешь.
    И.А.: Да, мрачная. Поэтому я считаю себя вправе сделать следующие выводы:

    1. Любовь к Богу и людям несовместима с одурманиванием себя различными веществами. Православный человек должен ПО ЛЮБВИ от них отказаться. Не употреблять их сам и не угощать других. Пусть рядом со мной выпиваются цистерны водки и выкуриваются тонны анаши. Через меня грех больше не пройдет. Мне трудно не одурманивать себя, но я попрошу у Бога помощи. Я - болен. Я - грешник. Я - собака, которая лижет пилу и не замечает этого, пьянея от вкуса собственной крови. “Духовная врачебница” - таинство Покаяния. “Врачевство бессмертия” - таинство Причастия.

    2. Традиционно в Росии были церковные общества и братства трезвости. И сейчас такие общества жизненно необходимы. В отличие от лжелечения алкоголизма, построенного на раздувании гордыни (“я смогу не пить, у меня железная воля”) или же на страхе (кодирование, эспераль и проч.) человек в таком оществе Будет исцеляться включением в полнокровную жизнь Церкви.