Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • 20 век: нищета идеологий
  • Астрология
  • Долой редукционизм
  • Живые и мертвые слова о бытии
  • Как я бросил курить
  • Крещение в Тобольске
  • Кров и кровь
  • О ханжестве
  • О любви
  • О наркомании
  • О пользе катихизисов
  • О православной империи
  • О православной философии
  • О стереотипах
  • Об исцелении
  • Отношения государства и Церкви
  • Пихтовое масло
  • О православном преподовании политологии
  • Про авангард
  • Диалог про вино
  • Молитвы об исцелении алкоголиков
  • Про Глеба Якунина
  • Про свободу
  • Прогулки по Лондону и Парижу
  • Рецепты
  • Скрытое и сокровенное
  • Смотря православное видео
  • Проблема отношения к сокровенному в человеческой культуре
  • Про сокровенное
  • Технология лжи
  • Харе Кришна, общество русской культуры
  • Кров и кровь

         Сокровенное есть принцип бытия человека. Этимологически понятие "сокровенное" происходит от славянского "кров", имеющего несколько смысловых оттенков. Во-первых, укрывание, закрывание, защита. Во-вторых, полагание предела, границы. Первый смысловой оттенок мы видим в словах "кровля", "покров", "покровитель". Церковь дает человеку покровительство от смерти и тли. Христос - моя ограда, он хранит меня, бодрствующего и спящего, немерцающим светом. Он хранитель душам и телесам нашим. Ему мы говорим: "Господи, покрый мя от человек некоторых и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи". Богородительница Дево - покров жизни, Стена необоримая, Хранительница тверда. Мы вручаем себя Ее милостивому покрову и Она защищает от врагов видимых и невидимых. Ангел-хранитель хранит от всякого зла и сопротивного обстояния, от всякого лукавого ловления. Крест нам дан на прогнание всякого супостата. В Библии мы находим сотериологические образы Ковчега, дающего спасение от гибели среди гибельной стихии, Огненного Меча, защищающего истину, Медного Змея, спасающего от укусов ядовитых змей. Второй смысловой оттенок связан с тем, что Бог для пользы самого человека полагает различные границы, пределы и по мере готовности снимает покровы с окружающего, раздвигает границы и убирает пределы. Жизнь человеческая по воле Божьей есть единство сокровенного и откровенного. Церковь как та среда, где происходит наше единение с Богом, содержит в себе самое откровенное и самое сокровенное для человека. Из вещей же сокровенных одни являются более сокровенными, чем другие. Так, патристика говорит, что учение о Святом Духе более сокровенно в сравнении с ярким свидетельством о Сыне. Поэтому замечательный православный богослов В.Н. Лосский пишет, что Дух Святой - это Лицо неявленное, сокровенное, скрывающееся в самом Своем явлении. При этом, конечно, в Церкви все есть бездна сокровенности, недоступная рациональным схемам человека, все есть "завеса".
    Апостол Павел говорит, что тело Христа есть завеса его Божества (Евр.10,20). Святой Григорий Нисский показывает, что само Писание есть "завеса". Дело Христа, воплощение Слова, - говорят святые отцы, -Тайна более великая и глубокая, чем сотворение мира. Дело Христа - домостроительство Тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге. В лице Пресвятой Девы человечество сокровенно дает согласие на то, чтобы Слово стало плотью. В Христологическом догмате мы видим сокровенность соединения двух природ в одной Ипостаси, что выражено четырьмя отрицательными определениями: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Кенозис Христа - это сокровенное "истощение и уничижение Сына Божия" (святой Кирилл Александрийский), в котором нет отступления от полноты Божества или какого-то иллюзионизма. Образы спасительной миссии Христа: Искупление, Посредничество между Богом и людьми, Огонь, уничтожающий скверну естества, безусловно выражая сокровенную реальность, являются лишь человеческими проекциями.
         Сокровенность предполагает не только хранящее, но и хранимое: "кровь", "сокровище". Среди безличных стихий человек должен хранить свою уникальную Богом данную личность, Образ Божий. В самом себе человек находит не только грех, но и источник нетления и сокровище спасения. Сокровенное вне человека и в его душе делают его непобедимым, если человек это сокровенное видит, к нему стремится, не прекращает свой духовный путь, постоянно возрастая в Истине. Как в жизни личной, так и в общественной, человек хранит соборно-любовные отношения между людьми от сил анархического безвластия, тьмы и социальной энтропии.
         Сначала сокровенное дается человеку в апофатическом ключе Непостижимости и Неизреченности. Если человек остается на этом уровне сокровенности, то это означает для него позицию агностицизма и созерцания Абсолюта в его абсолютной неприступности. Возрастая духовно, человек приходит к пониманию Живого Бога и взаимодействию с Ним, вступает в синергийный процесс теозиса, где местом встречи Бога и человека является человеческая личность. Беспредельный предел человеческих взаимоотношений с Богом выражен в таких понятиях патристики как "воскресение", "преображение", "святость", "созерцание Нетварного Света".

    В.Г. Богомяков