Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны.
  • О передаче храмов
  • О сектах
  • Обращение к родителям
  • Истинное покояние
  • Соблазн
  • Проповедь о телевизоре
  • Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны.

         "Не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз принимать и огненное крещение для спасения родной земли. Силен враг, но "велик Бог земли Русской", как воскликнул Мамай на Куликовском поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придется повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу". (Из послания митрополита Сергия Московской пастве. Октябрь 1941г.)
         Сейчас, когда происходит деформация взглядов на многие события истории, хотелось бы рассказать о патриотический деятельности Русской Православной Церкви во время ВОВ. Усилия государства и церкви были направлены на достижение общей цели - защиту Отечества, спасение народа от фашистской чумы.
         В ночь на 5 сентября 1943 года состоялась встреча И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), на которой были достигнуты важные договоренности. И в конце 1943 и в 1944 году было принято более десяти постановлений, касающихся различных сторон деятельности религиозных объединений в стране. Ни один приход не остался в стороне от обрушившегося на страну горя.
         Не забудется потомками деятельность архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, спасшего своей талантливой работой в качестве хирурга не одну сотню человеческих жизней, протоиерея Александра Романушко, в полном смысле слова партизанского священника, участвовавшего в боевых операциях, ходившего в разведку. В 1943 году отец Александр на отпевании полицая при большом скоплении народа и в присутствии вооруженной полицейской охраны прямо на кладбище сказал: "Братья и сестры, я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв и "Со святыми упокой" своей жизнью заслужил во гробе предлежащий. Он - изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо "Вечной памяти" произнесем же "Анафема". Подойдя к полицаям, он просил их искупить свою вину, обратив оружие против фашистов. Эти слова произвели на людей очень сильное впечатление, и прямо с кладбища многие ушли в партизанский отряд.
         Сотни приходских священников совершили геройские поступки, более 50 из них были удостоены медали "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". Тяжелейшие испытания ВОВ делила с народом Русская Православная Церковь (РПЦ), являвшаяся на протяжение многовековой истории Российского государства бережной хранительницей национального самосознания. Но особенно ярко горел огонь веры в годы лихолетья: церковь не только утешала обездоленных и скорбящих, но и укрепляла дух народа, объединяя народ в едином патриотическом порыве.
         Пламенные призывы, обращения и проповеди иерархов Православной Церкви, духовенства и мирян, сбор ими денежных средств и упорная работа в тылу способствовали достижению единой для всех цели - разгрому оккупантов. В первый же день фашистского нашествия предстоятель РПЦ патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) опубликовал воззвание ко всем православным христианам нашей страны, в котором призвал их к исполнению священного долга перед Родиной: "всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства... Церковь Христова благословляет православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь дарует нам победу". Особые задачи митрополит Сергий поставил перед пастырями Церкви: ободрять малодушных и колеблющихся, утешать огорченных. "Положим же души своя вместе с нашей паствой," - этот призыв патриаршего местоблюстителя нашел действенное воплощение в делах многих тысяч священнослужителей.
         Воззвание первосвятителя РПЦ было прочитано в московском кафедральном Богоявленском соборе 28 июня 1941 года на торжественном молебне о даровании победы русскому воинству и сопровождалось речью митрополита Сергия. Словно удары священного набата его слова: "Родина наша в опасности, и она созывает нас: "Все в ряды, все на защиту родной земли, ее исторических святынь, ее независимости от чужестранного порабощения". Позор всякому ... кто останется равнодушным к такому призыву... Да послужит и наступившая военная гроза к оздоровлению нищей атмосферы духовной.
         Воззвание митрополита Сергия было распространено по всем православным приходам и с большим воодушевлением встречено верующими, убежденными, что защищать Родину, умереть за нее - высший христианский подвиг. Православных людей воодушевляло на патриотический подвиг не только сознание своего общегражданского и христианского долга, но и особое благословение Церкви. 30 декабря 1942 года патриарший местоблюститель обратился к архипастырям, пастырям и приходским общинам РПЦ с призывом жертвовать средства на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. Танковая колонна, построенная на собранные средства, стала доказательством готовности Русской Православной Церкви участвовать в боях и сражениях вместе с воинами, чтобы добиться освобождения Отечества от фашистских захватчиков. В своих посланиях первосвятитель призывал каждого мужественно стоять на своем посту, содействуя обороне Родины.
         Митрополит Сергий написал свыше двадцати воззваний за первые два года войны, и каждое из них находило живой отклик в сердцах верующих россиян. Фашистские власти опасались мощного архипастырского слова. В архивах "третьего рейха" найдем приказ группенфюрера СС Гейдриха от 16 августа 1941 г., согласно которому при захвате Москвы следовало немедленно арестовать митрополита Сергия.
         Не только предстоятель Русской Православной Церкви, но и другие ее архипастыри выступали в трудные для Отечества годы фашистского нашествия с пламенными проповедями и обращениями, призывающими к патриотическому служению своей Родине. Такую деятельность проводили:
    -Митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич),
    -Митрополит Ленинградский, впоследствии Патриарх Алексий (Симанский).
    Указывая на совершенные немецко-фашистскими захватчиками преступления, в том числе и разорение наших религиозных и национальных святынь, митрополиты Сергий, Алексий и Николай пробуждали в сердцах верующих пламенные патриотические чувства и священную ненависть к врагу.
         Кроме того, они направляли за рубеж послания, в которых проповедовали идеи объединения народов в борьбе за независимость против фашистских агрессоров. В ноябре 1942 года митрополиты Сергий и Николай обратились к солдатам румынской армии с призывом не проливать братскую кровь единоверного русского народа. В декабре того же года святители выпустили обращение к румынским служителям церкви и пастве со словом убеждения в необходимости отречься от подневольного союза с Гитлером. К празднику Пасхи 1943 года митрополит Сергий издал обращение ко всем христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах, "к православным народам, пребывающим в плену фашистских захватчиков", убеждая их "всеми силами и средствами уклоняться от немецкой работы" или "поставить свою работу так, чтобы немцу было больше вреда, чем пользы". 9 мая 1943 года на всеславянском митинге, проходившем в Москве, митрополит Николай призвал к единению славян для борьбы с общим врагом.
         22 июня 1943 года в день двухлетия войны, он призывал благословение РПЦ на славянские народы в особом обращении к братьям-славянам: "Пусть не будет ни одного среди нас, кто бы не содействовал всеми своими силами и возможностями победному разгрому нашего общего ненавистного врага: и на полях брани, и в тылу, и мощными ударами народных мстителей - партизан".
         22 марта 1944 года митрополит Николай, выступая перед воинами танковой колонны имени Дмитрия Донского, передал бойцам привет, подарки и благословение РПЦ и патриарха Сергия. В своей речи архиерей говорил о патриотической деятельности Церкви, ее нерушимом единстве с народом, а в заключение призвал бойцов сражаться до полной победы над неприятелем, защищая честь и свободу Родины, освобождая от германской оккупации порабощенные народы. Непреходящее значение патриотических проповедей, посланий и воззваний митрополитов состоит прежде всего в том, что они учили паству всецело отдавать себя общему делу. В пламенных речах и обращениях к верующим прежде всего заключалась их собственная любовь к Отечеству, непоколебимая уверенность в торжестве русского оружия над фашизмом, обреченным на гибель. Не только проповедями, но и личным примером преподавали святители верующим уроки героизма. Так, митрополит Волынский, экзарх западных областей Украины и Белоруссии Николай, в связи с фашистской агрессией, переезжая с места на место в прифронтовой полосе, своим богослужением и архипастырским словом неустанно поддерживал нравственный дух местного населения. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий остался в осажденном городе, чтобы разделить тяжелую участь со своей паствой. Он испытал все бедствия, выпавшие на долю ленинградцев, проявляя при этом героическую бодрость духа и огромное самообладание, постоянно совершая богослужения.
         В мае 1944 года согласно завещанию почившего Патриарха Сергия митрополит Алексий стал патриаршим местоблюстителем. В ноябре 1944 года на Соборе епископов, митрополит Алексий отметил, что Православной Церковью были установлены ежедневные моления о даровании победы русскому воинству на ектениях, особые молитвы на Литургии и молебны о даровании победы, общецерковный сбор пожертвований принес к этому времени свыше 200 млн. рублей. После освобождения страны от фашистов митрополит Алексий призвал всех верующих россиян к восстановлению разрушенного войной хозяйства.
         "Отныне мирное поле деятельности открывается перед вами. Восстановите разрушенные фашистами города и села. Помогайте Армии своими материальными жертвами, одеждой, продуктами, и никогда не забывайте, что только в дружном сотрудничестве фронта и тыла кроется успех полной и окончательной победы над врагом".
         Когда же Великая Отечественная война завершилась победой нашего народа над фашистской Германией, в пасхальном послании Алексия, избранного к тому времени Патриархом Московским и всея Руси, говорилось о том, что победа несет сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить ее, сделать плодотворной и залечить раны, нанесенные войной. Этим заветам Патриарха Алексия Русская Православная Церковь верна до сего дня.

    Преподаватель ТДУ, В. Тихонов.