Сибирская православная газета
  • Документы
  • Послания Архиепископа Димитрия
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Закон о военной подготовке
  • Закон о молодежи
  • Закон Тюменской области об образовании
  • Нормативно-правовая база религиозного образования в России
  • Специальность "теология" внесена в перечень специальностей высшего профобразования
  • Статистика Епархиальная
  • Общая характеристика специальности "теология"
  • Специальность "Теология" внесена в перечень специальностей высшего профобразования

         По сообщению Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, подписан приказ N 686 министра образования России В.М.Филиппова "Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования". В соответствии с этим приказом, на основании решения коллегии Минобразования России специальность "Теология" включена в перечень направлений подготовки бакалавров и магистров, а также в перечень специальностей подготовки дипломированных специалистов.
    В государственных вузах будет производиться обучение по академическим степеням "бакалавр теологии" и "магистр теологии", а также подготовка дипломированных специалистов с квалификацией "теолог". Предстоит также утверждение государственного образовательного стандарта по дисциплине "Теология", проект которого в данный момент находится на рассмотрении в отделе гуманитарного образования. Стандарт был разработан специалистами Православного Свято-Тихоновского богословского института и рассчитан на православное богословие, но по желанию может быть модифицирован применительно к иным вероисповеданиям. Обучение по новым образовательным стандартам в государственных высших учебных заведениях начнется с 1 сентября 2000 года.
         Введение образовательного стандарта по дисциплине "теология" в высших государственных учебных заведениях сразу вызвало острую реакцию со стороны представителей светских вузов и ряда государственных структур.
         Могут ли сосуществовать рядом две дисциплины - "религиоведение" и "теология"? Кто может быть преподавателем-теологом, а кто - религиоведом? Обязательно ли введение нового образовательного стандарта по богословской дисциплине должно за собой повлечь ликвидацию кафедр религиоведения?
         На круглом столе "Место религии в системе государственного образования", состоявшемся в Российской академии государственной службы (РАГС) собрались представители христианских конфессий и представители столичных ВУЗов. Заместитель начальника Управления программ и стандартов среднего и высшего профессионального образования РФ, доктор наук Валерий Аладьин сформулировал так разницу между теологом и религиоведом: "Теолог - это носитель знания о Боге, а религиовед лишь дает обзорное понятие о религии как о социальном феномене".
         Председатель Отдела катехизации и образования Московского Патриархата игумен Иоанн Экономцев очертил грань между светским и религиозным образованием. Религиозное образование ставит своей целью готовить будущих церковнослужителей. А получение религиозных знаний, не преследующих подобную цель, можно классифицировать как светское образование. Являясь руководителем Богословского университета, игумен Иоанн направляет своих студентов и в католические, и в протестантские университеты Запада. "Я бы отправлял учиться и в мусульманские колледжи, так как там преподают люди, верующие в Бога. А вот кто преподает на кафедрах религиоведения, мне непонятно", - сказал о. Иоанн. По его мнению, в единых рамках должны иметь место православное, мусульманское и буддийское богословие.
         Председатель Отдела катехизации выразил готовность сотрудничать с кафедрами религиоведения, но при этом подчеркнул, что водораздел между "религиоведением" и "теологией" проходит по линии веры в Бога. "Но не надо создавать искусственный конфликт между нами. Наоборот, нам необходимо находить язык для сотрудничества. Стандарт "религиоведение" никто не отменяет. Он остается. Недавно я беседовал с Патриархом Алексием II. Святейший сказал, что у нас нет никакого желания быть государственной религией, и выразил уверенность, что не будет никакой угрозы нашим братьям из иных христианских конфессий", - сообщил игумен Иоанн.
         Представитель Евангельской Лютеранской Церкви в России, настоятель столичного храма Свв. Петра и Павла Дмитрий Лотов поддержал мысль православного игумена о том, что преподавать богословие должен только верующий человек. "Неверующий богослов - это абсурд. Что может сказать о Боге тот, кто не верует в Него? По своему опыту знаю, что ни в Германии, ни во Франции теологические факультеты не стали центрами воцерковления учащихся," - заявил лютеранский пастор. Но при этом он отметил, что как раз-то не нашел самого главного в обсуждаемом документе по программе "теология" - указания на обязательную воцерковленность учащихся по данной дисциплине. Также пастор Дмитрий указал на "странность документа, в котором есть явные подтасовки".
         Священник Римо-Католической Церкви, канцлер Апостольской администратуры Игорь Ковалевский подчеркнул, что богословие всегда носит мировоззренческий характер. "Богословие должно преподаваться в религиозных учреждениях, так как в России Церковь отделена от государства", - такова позиция представителя Католической Церкви.
         Преподаватель Библейского богословского института им. Андрея Первозванного и Католического колледжа им. Фомы Аквинского православный игумен Иннокентий (Павлов) заметил: "Очень странно, что на "круглом столе" нет представителей Российского государственного гуманитарного университета. Ведь именно там вырабатывался обсуждаемый нами стандарт. Для богословских школ, несомненно, нужна такая специальность. А чтобы его уровень соответствовал мировому, необходимо еще год поработать над данным стандартом на базе РГГУ, а затем уже его утверждать".
         Ученые выразили иное, чем священнослужители, понимание терминов "светский" и "религиозный" применительно к системе образования. Доктор философских наук Михаил Мчедлов убежден, что нельзя ставить знак равенства между терминами "светский" и "атеистический", "неклерикальный". По его мысли, это понятие - равноудаленное как от "атеистического", так и от "религиозного". "У нас на Руси если и делается что-то новое, то обязательно с потребностью разрушить все предыдущее. Я читал записку о стандарте "теология". В ней означено, что религиоведением занимаются непрофессионалы и что фактически на кафедрах по данной дисциплине преподается атеизм. Не думаю, что так уж худо у нас религиоведение. Тому примером служит живой интерес наших зарубежных коллег к выступлениям и публикациям отечественных религиоведов. Для негосударственных вузов программа по теологии может быть рекомендована. А как обязательная дисциплина в государственных учебных заведениях она должна быть законодательно оформлена", - выразил свою позицию доктор философских наук.
         Зав. кафедрой религиоведения РАГС Николаи Трофимчук указал, что в предлагаемой программе основной упор делается на Православие. При этом он выразил озабоченность: "Как себя будут чувствовать протестанты, католики, мусульмане России? Неделю назад уже была негативная реакция президента Татарстана Шаймиева по этому вопросу". Также он отметил, что в записке не затронуто, кто же все-таки будет преподавать и кому?
         Доктор исторических наук, декан исторического факультета МГУ Сергей Карпов отметил: "Стандарт имеет разрешительный характер. Мы же сейчас пока обсуждаем неподготовленную концепцию. Как стандарт по православному богословию, он очень хорош. Но раздел программы с названием "Религия и мир" никуда не годится. Необходимо собрать представителей авторитетных организаций - РАН, духовных школ - и общими усилиями создать Учебно-методический отдел для обсуждения данной проблемы. МГУ недостаточно подготовлен, чтобы вводить этот стандарт. Университет мог бы ввести отдельные дисциплины, такие, как "История Православной Церкви", "История Византии". Надо вычленить разумный сегмент, который мы можем профессионально преподавать. Он может иметь, по усмотрению, моно- или поликонфессиональный аспект. Для России, несомненно, именно православие является основополагающей религией, но отдавать данный предмет в руки тем, кто занимается прозелитизмом в нашей стране, было бы неправильно". Представитель Московского государственного института международных отношений Владимир Глаголев сказал: "Только один стандарт "православная теология" для наших студентов не годится, так как в странах, где работают выпускники МГИМО, исповедуются самые разнообразные религии... Несомненно, могут быть в институте факультативные курсы по православному, католическому и протестантскому богословию".
         Профессор кафедры философии религии и религиоведения МГУ Зульфия Тажуризина обратила внимание собравшихся на то, что за последнее время появилось достаточное количество публикаций молодых исследователей, еще студентов, которые носят открыто "атеистический характер". В них говорится о Православии как о "феномене мракобесия". По ее мнению, антиклерикальные идеи все с большей силой будут захватывать общество в ближайшее время. И если ввести в государственные вузы дисциплину "теология", то это может вызвать дополнительную конфронтацию по линии "Православие и образование: кто кого?".
         На многочисленную критику со стороны ученых и госслужащих ответил один из составителей стандарта "теология" - преподаватель Свято-Тихоновского богословского института священник Константин Польсков. Он сказал: "У вас на руках сырой документ. Речь не идет об обязательном богословском образовании в государственных вузах. Было лишь принято направление "теология", а когда будет проделана работа Учебно-методического отдела, будет выработан и стандарт. Студенты разделятся по принципу научного интереса". Вопрос о богословском образовании в светской среде возник в 1993 г. В Свято-Тихоновский институт стали обращаться за помощью из московских вузов, в том числе и из технических. "Богословие, несомненно, имеет востребованность. А кадры у нас есть. Из 300 наших преподавателей только 25 священнослужителей, а остальные миряне", - сообщила сотрудник института Татьяна Кудрина.
         "Круглый стол" выявил наболевшие вопросы. Есть надежда, что они будут решены с наименьшими потерями для всех заинтересованных сторон - от верующих богословов всех конфессий и до светских ученых. А утверждение стандарта "теология" не нарушит Конституцию и другие нормативные законодательные акты РФ.

    Мария Козлова.