Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души"
  • Безсовестный бес.
  • Валеология - курс на рифы
  • Вера и знания
  • Восьмые Рождественские образовательные чтения
  • Праославные гимназии
  • Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи
  • Диакон Дмитрий Лин.
  • Дни славянской письменности
  • Доклад Владыки Димитрия
  • Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии.
  • Продолжая тему. Любовь к духу своего народа.
  • Мысли о религиозном воспитании детей
  • Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания.
  • О проблемах образования.
  • Обращение к родителям
  • Обращение Тюменского Духовного училища.
  • Педагогическое наследие св. Феофана Затворника
  • Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области
  • Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий.
  • Святые о воспитании детей
  • О сквернословии...
  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на VIII Международных рождественских образовательных чтениях в год празднования Двухтысячелетия Рождества Христова.
  • совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень.
  • Участники совещания ректоров отвечают на нашу анкету
  • Письма о воспитании наследника русского престола (1859 г.)
  • Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии.

         Приступая к освещению опыта воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии, следует, прежде всего, обратиться к тем факторам, которые влияют на характер и цели этой работы. Мы находимся в новых общественных условиях, трудно сравнимых с опытом той же работы в дореволюционное время. Наша эпоха в этом отношении сопоставима со временем 1-ой апостольской проповеди в эллинском мире, где наука утвердила в обществе знание о человеке, как стихийно-природном существе.
         В условиях перестройки общественного сознания образовался некий идейный вакуум, школа стала отражением формального подхода к вопросам воспитания и образования личности. Обнаружился застой в общественных науках, что выразилось в действии по привычному правилу - заимствование с Запада. Обращение к опыту западных демократий, где имеет место внешняя свобода личности, массово-утилитарная культура, при общем оскудении веры, если так можно выразиться оценивается нами как фактор, свидетельствующий об упадке отечественной системы образования.
         Модель западного воспитания, построенная по принципу "хочу или не хочу", в корне чужда русской национальной системе, где исторически сложилась модель "должен, обязан". Фактически это противоположные ценностные ориентации. Общеизвестно, что 2 идеи формировали русскую нацию на протяжении многих веков - "державности" и "соборности", благодаря чему стоит вообще говорить о русской духовной культуре.
         Исходя из выше сказанного, в своей деятельности мы ставим следующие цели:
    воспитание учащихся в духе уважения традиций православной веры нашего народа;
    воцерковление учащихся;
    воспитание активно-нравственной христианской позиции;
    привитие учащимся страха Божия и способности противостояния негативным сторонам жизни;
         воспитание любви к Родине, гражданского и патриотического долга. Нашей задачей было и есть воспитание православного христианина на основе учения Русской Православной Церкви. В целом воспитательная работа в ТМПГ определяется следующими направлениями:
    1. Духовно-нравственного.
    2. Патриотическое.
    3. Трудовое.
    4. Физическое.
    5. Эстетическое.
    6. Самообразование учащихся.
    7. Миссионерская (работа с родителями). (Заложено в перспективу гимназии)
         Духовно-нравственное. Следует отметить, что гимназия создавалась в условиях, напоминающих евангельское повествование "о призванных на распутай". Отбора детей в
    гимназию не существовало. Задачу воцерковления учащихся ставила администрация гимназии, перед необходимостью принятия договора с родителями, где оговаривались условия посещения детьми служб Божиих в двунадесятые праздники, соблюдение постных дней, чтение молитв перед началом занятий, изменение сроков зимних и весенних каникул в соответствии с Православным календарем (на Рождество и Пасху). Гимназия практически открыла возможность для детей и родителей регулярного участия в таинствах Исповеди, Причащения, Соборования. Несмотря на распространенное мнение, что детей не надо "принуждать" ходить в храм, мы сделали его посещение обязательным для всех. Нами замечено, что коллективное, я бы даже сравнила это с понятием семейного посещения храма Божия позволяет естественнее, а где-то и проще войти в церковную жизнь.
         Тесное духовное общение гимназистов с Владыкой, постоянные беседы директора гимназии о. Димитрия, заботы наставников-семинаристов, живущих рядом с ребятами, имеет большой воспитательное значение. Не маловажную роль в деле воцерковления учащихся ТМПГ сыграла деятельность преподавателей церковного пения и церковно-славянского языка по подготовке и привлечению учащихся к Богослужениям в качестве чтецов и клиросных певчих. Участие в Крестных ходах в качестве хоругвеносцев, миссионерских поездках с Владыкой, паломнические поездки в Троице-Сергиеву и Александро-Невскую Лавры позволяют говорить о некоторых результатах в деле воспитания благочестивого отношения к православным святыням. Но многое еще предстоит достичь в этом направлении.
         Просветительская деятельность Владыки Димитрия, духовника и директора гимназии, преподавательского состава, выразилась в ряде бесед: "О сектах", "О сквернословии", "О соблазнах века сего" и на другие актуальные темы. Интересно, что детьми такие беседы воспринимались очень живо, а не как скучное нравоучение.
         Патриотическое воспитание осуществляется в гимназии по 3-м направлениям, которые можно сформулировать следующим образом:
    I. "Великое в малом" - "Школа как семья и малая Родина".
    II. "Церковь земная и небесная" (тема воинства).
    III. "Любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу".
         Все эти направления объединяет стремление к православному осмыслению исторического настоящего и прошлого нашего народа. Христианское благочестие включает в себя понятия долга и чести. В этой связи стоит говорить о традициях гимназии, которые складывались постепенно, в течение ряда лет. В первый же год по благословению Владыки состоялся актовый день гимназии на свв. равноапост. Кирилла и Мефодия, ставшим одновременно и днем "Последнего звонка". В 1998-99 учебном году состоялось торжественное освящение Учредителем нового здания гимназии. Старшеклассники защищали честь гимназии участием в научно-практической конференции в Пединституте. посвященной 200-летию А.С. Пушкина и ряде городских олимпиад. Работа по восстановлению Спасского храма, посильная помощь учащихся в благоустройстве Софийского двора - это та лепта, которую вносят гимназисты в дело возрождения города.
         Преемственность различных поколений гимназистов находит свое выражение в деятельности по организации внеклассных мероприятий. В этой связи следует отметить ставшее традиционным для гимназии "Святительские чтения". В прошлом году они проходили в рамках научно-практической конференции "Первосвятители" Тобольские". Особым интересом была отмечена исследовательская работа о новомученике Российском епископе Гермогене. Двуипостасность служения Родине, как земному и небесному Отечеству, отмечает характер проведения в ТМПГ "Дня защитника Отечества", который празднуется нами в память святого благ. кн. Александра Невского и церковные празднования Дмитриевской родительской субботы и Архистратига Божия Михаила, стали отправными точками в деле воспитания в мальчиках качеств православного воина-защитника Веры и Отечества. Этим целям отвечали проведенные в гимназии конкурсы рисунков "Воинские ордена" и "Крестом Твоим ограждаеми...".
         "Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам" - тема близкая сердцу русского православного человека. К воспитанию этого чувства в ребятах стремились в своей деятельности и мы. "История несуществующих церквей в Тобольске. Никольская церковь" - так называлась маршрутная экскурсия, в которой приняли участие гимназисты 5-7 классов. В этой же связи были организованы поездки в Абалакский Знаменский и Иоанно-Введенский монастыри. Трудовое воспитание в ТМПГ носит в основном характер эпизодического общественно-полезного труда. В эмблемах к 5-летию гимназии ребята сами определили девиз: "Молись и трудись" как правило школьной жизни. Необходимость благоустройства территории гимназии в зимнее и осенне-весеннее время позволяют привлекать к трудовым послушаниям. В гимназии форма послушаний была определена для нарушителей дисциплины (Устава), однако сами учащиеся относятся к этим мерам положительно.
         Недостаточная материально-техническая оснащенность гимназии, отсутствие необходимых помещений для занятий по труду, компенсируется отчасти деятельностью кружка "Конструирования и моделирования", организованного о. Димитрием, и помощью учащихся в оформлении кабинетов. Хотя и сейчас существует необходимость создания трудовых бригад по ремонту школьной мебели и спортивного инвентаря. На наш взгляд, труд в ТМПГ должен иметь преимущественно ремесленную направленность и исключительно благотворительную ориентацию. Эстетическое направление. Понятие христианского благочестия требует от нас привитие эстетического вкуса ко всему, что нас окружает и интересует. Умение выбрать нужное и полезное формирует то самое "простое око", которое составляет основу мировидения православного человека. Обращение к образу святых через их жития, иконопись, музыку, богослужебные тексты помогают гимназистам запечатлеть те "Вид и добро", которыми обладали Святые Земли Русской.
         Славянский мир - это единый культурно-ценностный, по преимуществу христианский феномен. Его отличает особый художественно-эстетический идеал, имеющий свое конкретное выражение в декоративно-прикладном творчестве русского народа. Развитие интереса к нему нашло свое отражение в подготовке костюмов и конкурсных работ к праздникам "Слава русского оружия", "Рождество Христово", "Жен-мироносиц". Конкурсом "Наш Фаберже" ребята уже не первый раз встречают Святую Пасху. Работы этого конкурса - открытки, крашенные яйца, оклады к иконам были взяты на городскую выставку и удостоены диплома. Несмотря на ставшие уже традиционными празднования Рождества, Масленицы и Светлой Пасхи, организаторы внеклассной работы полагают, что решающим фактором в деле эстетического воспитания все-таки является посещение гимназистами служб Божиих в Кафедральном соборе Кремля.
         Физическое воспитание опирается на христианское понимание тела, как храма "Духа Святаго". В связи с этим, организаторы внутригимназической жизни стремились предотвратить появление у ребят пристрастия к табакокурению, столь распространенную сейчас в среде школьников. Деятельность директора, завуча, классных руководителей, носящая, в основном, разъяснительный характер, имеет своей целью оградить учащихся младшего звена учащихся от азартных увлечений фишками. Форма гимназиста, манеры, общение - все это предмет строго контроля и внимания. Мир увлечений и мир душевный имеет прямую взаимосвязь. Поэтому досуг гимназистов мы стремились организовать таким образом, чтобы предотвратить их от проявления грубой силы и дерзости. Ребята особенно любят шахматы, теннис. Постоянен интерес учащихся к футболу и лыжам. Саморазвитие учащихся исходит из целостной концепции воспитывающего характера обучения в православной гимназии. Имеет своей задачей развитие самостоятельного познавательного интереса в области элементарных знаний естественных, гуманитарных и Богословских наук. Познавательный интерес не расценивается нами как самоцель. Развитие же способностей к самопознанию и самосовершенствованию на основе изучения святоотеческой и житийной литературы на уроках древнерусской литературы, церковнославянского языка, истории, христианской этики, так и во внеклассной работе, является одним из важных свойств этого направления. Подготовка "Святительских чтений", исследовательской работы по литературе, истории искусств, христианской этики показательна в этом направлении. Целям расширения знаний краеведческого характера служила маршрутная игра и КВН "Знаешь ли ты Тобольск?". Участие гимназистов в олимпиадах по математике и английскому языку выявило глубокий интерес к предметам школьного курса.
         Миссионерское направление исходит из идеала единства семьи и школы в деле православного воспитания. В концепции гимназии оно является перспективным. Деятельность в этом направлении считается невозможной без взаимосвязи церкви - семьи - школы. Поэтому основным аспектом ее является воцерковление учащихся, родителей и педагогов. Для педагогов в течение осенних каникул были организованы лекции преподавателями и сотрудниками ТДС по вопросам православной жизни.
         В плане изучения православных традиций учащимся была предложена беседа "Как правильно поминать усопших?", проведенная преподавателем Закона Божия накануне Радоницы. Индивидуальные беседы с родителями, учащимися и педагогами; материальная, организаторская и профориентационная помощь гимназии со стороны родителей, позволяют надеяться на положительный результат взаимосвязи. В будущем предполагается тесная связь с духовником гимназии в этом направлении.
    Конец и Богу Слава!

    Золотникова Татьяна Валентиновна