Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Архиепископ Димитрий к абитуриентам Духовных Школ: "Прилагайте к себе воспитание души"
  • Безсовестный бес.
  • Валеология - курс на рифы
  • Вера и знания
  • Восьмые Рождественские образовательные чтения
  • Праославные гимназии
  • Роль системы образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи
  • Диакон Дмитрий Лин.
  • Дни славянской письменности
  • Доклад Владыки Димитрия
  • Опыт воспитательной работы в Тобольской мужской Православной общеобразовательной гимназии.
  • Продолжая тему. Любовь к духу своего народа.
  • Мысли о религиозном воспитании детей
  • Проблема ценностей как центральная проблема современного воспитания.
  • О проблемах образования.
  • Обращение к родителям
  • Обращение Тюменского Духовного училища.
  • Педагогическое наследие св. Феофана Затворника
  • Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в Тюменской области
  • Резолюция семинара директоров православных лагерей и гимназий.
  • Святые о воспитании детей
  • О сквернословии...
  • Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на VIII Международных рождественских образовательных чтениях в год празднования Двухтысячелетия Рождества Христова.
  • совещание ректоров Духовных учебных заведений русской Православной церкви 20 июня. Тюмень.
  • Участники совещания ректоров отвечают на нашу анкету
  • Письма о воспитании наследника русского престола (1859 г.)
  • Продолжая тему. Любовь к духу своего народа.

         В годы советской власти изучение творческого наследия Ивана Александровича Ильина было запрещено. Основная причина - в его глубочайшей религиозности, горячей преданности православной вере. Выдающийся философ и публицист, исключительный стилист и знаток русского языка, глубочайший исследователь в области мировой культуры, профессиональный юрист, - словом, - человек необычайной одаренности и таланта. Есть еще одно направление его творческой деятельности - педагогика.
         Сегодня, читая материалы Международных Рождественских Чтений (см. интервью с Т. Труниловой, "ТП" за 18 марта 1999 года), невольно приходишь к выводу, что пришло время не только всецело осмыслить педагогические идеи И. Ильина, но и по мере возможностей использовать их в практической деятельности - в деле воспитания подрастающего поколения. Предвидя недолговременную победу большевиков, неминуемый кризис безбожия, И. Ильин составил своего рода духовное завещание, "руководство к действию" нашему поколению, находящемуся сегодня в глубочайшем духовном и нравственном кризисе.
         В рамках газетной статьи, разумеется, невозможно охватить даже малую часть педагогического наследия великого мыслителя, но позволю себе наметить несколько направлений одной из глав его книги "Путь духовного обновления". Речь пойдет о национальном воспитании детей дошкольного возраста. Думаю, что не только педагогам, но и родителям есть над чем поразмыслить. Национализм по И. Ильину - это любовь к духу своего народа, к его духовному своеобразию, и его необходимо прививать с раннего детства. Приведу цитату. "Надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, чувство красоты ... - были национально русскими, чтобы дети молились и думали русскими словами, чтобы они почувствовали в себе кровь и дух своих русских предков..., чтобы их душа отзывалась умилением и трепетом на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд, ... русские дети, где бы они ни были, развернутся в настоящих русских и верных людей". Предлагаю вдумчивому читателю самому провести сравнительный анализ современного национального воспитания детей с теми, как говорит Ильин, сокровищами, которые обогащают душу ребенка.
         Во-первых, язык. Язык, пишет Ильин, вмещает в себя ... всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери. Не следует, советует Ильин, учить его чужим языкам до тех пор, пока он не заговорит связно и бегло на своем национальном языке. Это относится и к чтению, пока ребенок не зачитает бегло, не надо учить его никакому другому чтению. Очень важно чтение вслух Священного Писания, по возможности на церковно-славянском языке. Думаю, что вывод каждый читатель сделает сам для себя. Но позволю сказать, что все мы
    являемся свидетелями разложения национального сознания уже с ранних лет. Почему русский язык в школе многие дети не любят, писать сочинения для большинства - пытка? Или это неудачная методика преподавания предмета, или все дело в тех духовно-нравственных ценностях, которые исповедует учитель?
         Во-вторых, песня. Ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Надо, рекомендует Ильин, завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями... Хоровое пение национализирует и организует жизнь. О том, какую музыку слышат, к сожалению, весьма часто наши младенцы, мы знаем все. Неужели мама, которая с утра до ночи включает какую-нибудь модную рок-группу, надеется посеять что-то разумное и доброе в безусловно любимом ей ребенке?
         В-третьих, молитва. Разговор о молитве не для газетной статьи. Но хотелось бы обратить внимание на одну очень любопытную цитату: "Неправославный может быть верным русским патриотом, но человек, враждебный православию, не найдет доступа к священным тайникам русского духа и русского миропонимания, он останется чужеродным в стране, своеого рода "внутренним" неприятелем".
         Оставим пока выдержки из книги И. Ильина. Мне приходилось беседовать с некоторыми работниками дошкольных учреждений. Когда я ставила вопрос о национальном воспитании, разговор прерывался замешательством. Я думаю, что для многих читателей газеты, в том числе и педагогов, вопрос этот будет полным откровением, потому что в дошкольной педагогике нет ясной концепции национального воспитания. А когда детей 5-6-летнего возраста я спрашивала, какие у них любимые сказки или какие сказки они знают - чаще всего мне приходилось слышать в ответ: "Том и Джерри". К сожалению, есть дети, которые сказки понимают, как просмотр мультфильмов.
         А вот что пишет Ильин о сказках. "Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации. Приобщение к чужеземным сказкам вместо родных будет иметь те же самые последствия".
         Далее великий педагог уделяет огромное внимание чтению житий святых и героев, потому что образы святости пробуждают совесть в ребенке, соучастие в святых делах. Преклонение перед святым и героем возвышает душу. А русскость героя даст ребенку непоколебимую веру в духовные силы своего народа. К сожалению, 90% школьников не знают, что такое Жития Святых, а представления о великих героях России весьма смутны. Большое внимание Ильин уделяет поэзии, тому, какую роль она играет в формировании души ребенка. Но на эту тему хотелось бы увидеть отдельную статью, в частности, затронуть вопрос о современной детской поэзии. Что воспевается в этих стихах, что они способны воспитать в детской доверчивой душе?
         В главе о национальном воспитании есть еще немало составляющих, которые формируют национальное сознание ребенка. Но уже и отмеченные нами идеи И. Ильина наводят на размышление о более чем несовершенной системе дошкольного воспитания.
         Каждый педагог знает, что формирование личностных качеств ребенка и даже, как мы видим, будущее мировоззрение, закладываются в дошкольном возрасте. Обсуждение материалов Рождественских чтений должно обязательно пройти в педколлективах. Хотелось бы напомнить: в дореволюционный период над парадными дверями Московского университета висела надпись: "Свет Христов просвещает всех". Какой свет сегодня просвещает наши образовательные структуры?

    Т. Симонова.