Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • А вы знаете, что значит этот грех?
  • Государство и Церковь
  • Забытое счастье
  • Православие и наука на пороге третьего тысячелетия
  • Проблема ИНН снята?
  • Нововведения в системе налогообложения как потенциальный источник социального конфликта
  • Прости меня, Господи
  • Отец Николай Цирке "О духовной жини"
  • Основы духовной жизни в Православии
  • Символико-богословский смысл таинства покояния.
  • О поиске новых подходов к преподаванию вечных истин детям
  • проф.Костецкий В.В. "И гость, и странник..."
  • У России заработал инстинкт самосохранения
  • Показать Красоту без сладких слюней
  • Любовь Васильевна Родионова Рассказ матери. Биография мученика воина Евгения
  • Церковь и национальное самосознание
  • О Православном церковном этикете.
  • Прости меня, Господи

         Многие из наших соотечественников ныне с болью видят, что с Русской зем-лей, нашим возлюбленным отечеством, совершается нечто трагическое. Целостнаянекогда Родина распадается на разрозненные и, что всего страшнее, враждебнодруг к другу относящиеся части. Всматриваясь в причины этого распада,мы осознаем: потеряна вера, потеряна культура, потеряно экономическое единство.А мнепришло на ум недавно, что все свершающееся ныне с нами есть праведное воздаяние Божие.Около столетия тому назад Федор Михайлович Достоевский писал о слезинкеневинного младенца, из-за которой он и его герой готовы были отказаться от мировой гармонии. Если вдуматься, становится очевидным: то, что сейчас на нашей земле ежедневно свершается по нескольку тысяч убиений утробных младенцев и расчленяется под ножом убийц младенческое тельце, еще не успевшее явиться на свет Божий, убивается младенческая душа, и является главной причиной всех и всяческих внешних распадов, трагедий и того смутного времени, которое мы переживаем. Безмолвный крик каждого такого младенчика восходит на небеса и вопиет об отмщении за злодеяние. Поистине, только лишь вырвавшись на свет Божий, усвоив уму и сердцу истины веры и нравственности христианской, мы можем увидеть ту страшную непроницаемую тьму греха, которой ныне окутана вся земля, и наше Отечество в частности. И можем ужаснуться той мере безмерного злодеяния, которое ныне свершается и не вызывает ни у кого ни чувства отвращения, ни стыда, ни покаяния.
    Когда зачинается телесный состав будущего человека, Господь непостижимо созидает из небытия в бытие бессмертную, по образу и подобию Божию созданную человеческую душу. Поэтому зачатие - это подлинное таинство. И Церковь особыми празднествами именует зачатие Иоанна Предтечи, Пресвятой Владычицы Богородицы. Раскрывая Библию, мы находим в ней такие слова: "Ты, Господи,хранишьмладенцев". Господь не только созидает младенческую душу и тело, но и премудро взращивает плод во чреве матери, готовя его к исхождению на свет Божий. В самое естество человеческое, душу и сердце матери вложен инстинкт, безотчетное стремление делать все, что только способствует сохранению, возрастанию дитя. И, следуя этому инстинкту, она приближается к раскрытию своих сил в служении материнств. Но современный человек извратил замысел Божий о себе. Даже в мире животных, в мире бессловесных и неразумных созданий, мы не встретим ничего подобного тому, что ныне совершается в нашем грешном мире, в наших грешных и испорченных сердцах. Отойдя от Бога, отчуждившись от света веры, надежды и любви,люди, потеряв разум, подпав под власть демонической гордыни, эгоизма, себялюбия, Богоучрежденное супружество, которое даровано нам для продления человеческого рода, превратили в лобное место, в кровавую бойню. И то страшно, что, думая наслаждаться счастьем, радоваться полноте жизни,мы, несостоявшиеся отцы и матери, сговорились и восстали, всю свою убийственную злобу обратили на собственную кровиночку, на Богом нам дарованных детей. У самого Цицерона не хватило бы духа, взирая на нас, произнести свое известное изречение: "O tempora,o mores" - "О времена, о нравы", - потому что таких страшных времен не было даже в самые темные и жестокие языческие эпохи. И это помрачение свершается прежде всего потому, что мы забыли о словах, исшедших из уст Господа и обращенных к Адаму и Еве, - о словах, полагающих основу всякого человеческого супружеского союза:"Плодитесь и мноитесь,и наполняйте землю и обладайте ею".Супружество с точки зрения разумного человека неудовольствие, не разврат, оно не тешит нашу плоть, но супружество - это подлинное служение, на которое Сам Бог поставляет жениха и невесту. Супружескаялюбовь не существует сама по себе, она немыслима для христианина вне духовного и душевного единения любящих друг друга мужа и жены. Телесная любовь освящена светом верности Богу, Который сказал: "Жена спасается в браке чадородием, если пребудет в вере Богу, в верности мужу и детей станет воспитывать в заповедях Господних". Телесная любовь выполняет в супружестве задачу созидания. Она дана не сама по себе, а во имя чего-то, во имя кого-то - во имя детей, которые являются чудом Божественной премудрости и благословением Божиим. Если бы современные супруги понимали, что, когда они сочетаются в любви, то сочетаются ради исполнения воли Божией; если бы они чувствовали себя орудиями и инст-рументами в руках промысла Божия,дивным образом умножающего наш род; если бысупруги понимали, что они принадлежат не самим себе и своим удовольствиям,ноБогу, Который чрез нас творит личность, созданную по образу Его и подобию,словом, если бы супружество было заквашено духом жертвенной любви,а не холод-ной похоти и эгоистического расчета, то никогда никому и на ум бы не пришлочинить себе препятствие в том деле, на которое поставил нас Господь. Святая матерь-Церковь, в таинстве венчания освящая служение супружества,молится о даровании нам благословенного потомства. И как страшно бывает свя-щенникам, когда на исповедь приходит женщина и раскрывает эту страшную,крово-точащую и никогда не заживающую язву - исповедуется в убийстве не чужого , асобственного, Богом данного ей ребенка. Руки и сердце такой женщины обагреныкровью, которая вопиет на небо, так же как и кровь Авеля, убитого его роднымбратом. Древние церковные правила отлучали от храма, от святого причастия хрис-тианку, посягнувшую на детоубийство. Всю жизнь она должна была стоять в прит-воре и, не смея войти во святилище, храм Божий, смиренно плача, просила вхо-дящих походатайствовать пред Господом и Божией Матерью об оставлении ее гре-ха. Лишь оказавшись на смертном одре, кающаяся грешница сподоблялась святыхХристовых Таин с надеждой на неизреченное милосердие Божие. Столетие или нес-колько спустя, когда ревность Богоугождения в людях стала угасать, а немощичеловеческие возрастать, святые отцы положили для убийцы-матери отлучение напятнадцать лет. По самому строгому канону таковые каялись, сознавая себя бо-лее чем в течение десятилетия недостойными приступить к чаше - источнику веч-ной жизни. Большинство из приходящих ныне на исповедь уже задолго до встречи сосвященником в душе познают ужас содеянного. Ибо и самая жизнь; и пошатнувшее-ся телесное здоровье;и всевозможные женские болезни - праведное воздаяние загрех детоубийства; зачастую невозможность уже более рожать здоровых детей;беды, которые случаются с теми детьми, что родились после аборта,- все это всовокупности набатным колоколом бьет в совести матери, понуждая ее как можноскорее открыть язву детоубийства на исповеди. Лишь в редких случаях , вопро-шая женщину об абортах, священник слышит такой ответ:"Да кто ж знает,сколькоих было. Как у всех, штук восемь - двенадцать". Это - смерть души, когда соб-ственных детей, с которыми мать-убийца встретится у престола Божия и которыебудут свидетельствовать на нее пред Господом, - смерть души заставляет имено-вать детей штуками. К ужасу нашему, скажем, что иногда женщины, пришедшие понедоразумению на исповедь, вступают со священником в единоборство: "А что же,нищету, что ли, плодить?.." Если супруга не желает быть матерью или муж, име-нуя ее своею женою, не хочет иметь от нее детей,то совесть властно запрещаетдаже приступать к супружескому ложу. Любой компромисс, который мы будем зак-лючать со своей совестью, больно отзовется в душе, и женщина, которая знаеттайну супружества, но не знает его плодов, всегда будет чувствовать расколо-тость в своем сердце, чувствовать себя недостойной взирать на светлый ликТворца. Но священнику даны бывают слова, а сердце матери не каменное - чтоб,отрешившись от этого ослепления и ожесточения, она смогла увидеть в свете Бо-жественной правды всю глубину и размеры содеянного беззакония. Впрочем, не будем винить только жен. В грехе аборта в такой же мере по-винны и мужчины, от которых были зачаты нерожденные дети. Поэтому всякийхристианин, чья супруга или, так сказать, знакомая четвертовали собственноедитя, должен считать себя причастным этому греху, если только он не прилагалвсевозможных усилий и словом и делом, дабы предотвратить непоправимое. По-человечески говоря, сей грех простить невозможно. И лишь Господь, Ко-торого мы пригвоздили ко Кресту нашими грехами, множественными и страшными,лишь Единый Господь, будучи не только человеком, но и Всемогущим Богом,силенСвоею собственной живоносной кровью омыть этот страшный - пожалуй, самыйстрашный, - грех человеческий. Всякая женщина, которая начала каяться в том,что содеяла по молодости, по слабости своей, по неведению, по насилию сродни-ков, по помрачению души, должна знать, как именно ей каяться в этом грехе,дабы Бог простил его и изгладил, дабы затянулась страшная рваная рана в душе,дабы исходатайствована была нами милость и для убиенных нами детей. Прежде всего, восчувствовав всю дикость и безбожие содеянного, нужнов мыслях впредь отказаться от подобного греха, от возможности его совершения.Притом подобает осудить именно самое себя, а не обстоятельства, не приговорврачей, не соединенные усилия сродников, толкавших нас на убийство нашего ре-бенка. Во-вторых,должно полно, с глубоким сокрушением исповедовать содеянныйгрех, назвав священнику, сколько же нерожденных детей у нас на счету,и каять-ся даже в выкидышах - этих несчастиях супружеской жизни,которые бывают частообусловлены либо предшествующими абортами, либо нежеланием сохранять ребенкаво чреве.Ибо единый душевный импульс может повести к извержению плода из чре-ва матери. Покаявшись в этом грехе у креста и Евангелия в православном храме,мы должны получить у священника епитимью, покаянное правило, которое необхо-димо совершать со всею тщательностию, дабы душа, израненная беззакониями, об-рела возможную цельность и чистоту. Общие слова об этом правиле могут быть сказаны следующие: по числу соде-янных абортов христианке подобает полагать утром и вечером в течение сорокадней земные поклоны,осеняя себя крестом,опускаясь на колена и затем склоняясьчелом долу. С каждым земным поклоном хорошо сочетавать и покаянную молитву.Молитва может быть произнесена такая: "Прости меня, Господи, чад моих в утро-бе убившую. Да будет с ними милость Твоя". Или: "Прости меня, Господи, за со-деянные утробные убийства. Да будет со чадами моими святая воля Твоя".В пока-янном дерзновении мать может молиться и так: " Прости меня , Господи, за чадмоих нерожденных и мною убиенных. Крести их в море щедрот Твоих". Этими сло-вами мы вверяем Богу младенцев, твердо веруя, что если Он, всещедрый,находитмилость для детоубийцы, то не лишит Своей милости и света Своего тех,кто былубиен, не сподобившись Святого Крещения. К этому должно присовокупить соблю-дение поста в среду и пятницу: как заповедует нам Церковь, воздерживаться отмясной и молочной пищи. По усердию кающейся христианки епитимья может бытьпродлена. Хорошо выделить понедельник, среду и пятницу к прочтению особых молитв.Скажем, в понедельник читать канон ангелу-хранителю, помещенный в книге "Мо-литвослов" или "Молитвенник" Русской Православной Церкви; в среду читать ка-нон молебный Богородице, а в пятницу - покаянный канон Господу нашему ИисусуХристу. Особо я рекомендовал бы молитву Иисусову: "Господи Иисусе Христе, Сы-не Божий, помилуй мя грешную". Ее нужно читать неспешно, со вниманием, созна-вая себя предстоящей живому Богу, взор Которого проникает в сердечные нашиглубины. По достатку времени такую молитву нужно читать сорок, пятьдесят,стораз на дню, но непременно с покаянием и сознанием того,Кто слушает нас и ктомолится Всесвятому Богу. Молитву эту по нужде можно читать и вне дома, ибо умногих христианок жизнь сейчас обременена множеством дел и обязанностей. Иконечно же, каясь в этих смертных грехах, мы не должны допускать уныния и от-чаяния до нашего сердца, потому что верен Бог, обещавший простить всякогоискренне кающегося пред Ним человека. Нам оставлена надежда, что воскресшийиз мертвых Господь, победивший диавола и поправший смерть, силен помиловатьдушу, осуждающую себя здесь, и ввести ее в вечную жизнь. Силен не лишить ми-лости Своей и тех, за кого мы молимся,чью жизнь не сберегли по жестокосердиюи помрачению души.

    Священник Артемий Владимиров