МИССИОНЕРСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 9/1996

ИЕРОМОНАХ ОЛЕГ ЧЕРЕПАНИН

ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ


В начале этого года на территории Ярославской области было зарегистрировано 150 религиозных общин и 8 монастырей Русской Православной Церкви, которым противостояло 17 религиозных конфессий иного вероисповедания. Казалось бы, немного. Но не будем обманываться этими цифрами — поскольку известно, что по размеру имеющихся в наличии средств и количеству членов иная секта “обгоняет” 20-30 православных приходов. Таким образом, статистика не отражает главного парадокса, когда при обилии православных общин реальным влиянием на исконно православной земле обладают представители нетрадиционных культов. Особенно сильно на монополию в сфере духа претендуют так называемые “тоталитарные секты” или “деструктивные культы”, как называют такие организации на Западе

Чем же отличаются просто “вредные” культы от культов особо разрушительных, тоталитарных? Вот какие критерии предлагает принять за основу Санкт-Петербургский Центр Апологетических Исследований, давно систематизирующий информацию о нетрадиционной религии:

Тоталитарная секта считает, что только она нашла единственно правильный путь познания Бога и что Господь поручил ей поведать о нём всему миру.

Как правило, тоталитарная секта оперирует неким тайным учением, которое скрывается от непосвящённых, и главные моменты его сообщаются лишь после обращения человека в веру, когда обратного пути уже нет. Это в основном отречение в какой-либо форме от Христа и ограничение в образе жизни членов секты.

Тоталитарные секты отличаются не только убеждённостью в том, что все, кроме них, неизбежно погибнут, но и радостью по этому поводу.

По мере вовлечения человека в деятельность тоталитарной секты собственно-религиозное вытесняется служением не Богу, а интересам организации, которые всецело определяются интересами её лидеров.

Более развёрнутое определение тоталитарных сект было получено в результате работы группы по подготовке законопроекта о регулировании деятельности сект на территории Ярославской области. После изучения соответствующих источников мы пришли к выведу, что тоталитарные культы характеризуются рядом признаков, среди которых можно выделить:

• проповедь религиозного учения, отличающегося от традиционных религий и учений, исповедуемых членами других сект;

• резкая критика других религий и обещание “божьего” наказания для их последователей;

• наличие харизматического лидера, который является проповедником и главным администратором секты;

• существование круга лиц, особо приближённых к лидеру секты и занимающих в ней руководящие посты;

• активная миссионерско-проповедническая деятельность членов секты, включая беседы на улицах, местах работы и отдыха граждан, раздачу листовок и иной религиозной литературы, трансляцию сектантских программ в электронных СМИ;

• проведение массовых мероприятий с целью привлечения потенциально верующих;

• усиленное внимание к несовершеннолетним, попавшим в секту;

• окружение заботой и “атака любовью” (термин, принятый в западной религиоведческой литературе) лиц, недавно пришедших в секту;

• проведение специального религиозного обучения для неофитов;

• привлечение лиц с неуравновешенной психикой либо физическими недугами для публичной демонстрации псевдорелигиозных “чудес”;

• использование особой психотехники, методов внушения и самовнушения, суггестии и гипноза, наркотических препаратов, изнурительных постов, трудных физических упражнений, ограничения в физическом отдыхе и сне, часто повторяющихся молитв для быстрейшей деформации сознания верующих;

• применение модернистских методов (современная музыка, танцы, дискуссии, чаепития, просмотр религиозных видеофильмов, свадьбы и пр.) для укрепления веры членов секты и привлечения в неё новых людей;

• искусственное дробление секты на постоянно действующие подразделения и ячейки, во главе которых стоят преданные лидеру духовные и административные лица;

• в ряде сект — изменение физического облика членов, наделение их религиозными именами и духовными званиями, требование носить специальную одежду и культовые принадлежности;

• соблюдение строгой религиозной дисциплины, жестокая регламентация всей жизни верующих, декларация необходимости расстаться с семьёй и родителями, бросить работу или учёбу (либо сменить место работы и учёбы);

• в ряде сект — требование бесплатной либо символически оплачиваемой работы на предприятиях и в организациях секты, сбора подаяний и выполнения коммивояжерских функций с целью продажи религиозной литературы;

• призывы к невыполнению членами секты гражданских и конституционных (служба в армии, уважение к флагу и гимну, забота о детях и престарелых родственниках, явка в суд и т.д.) обязанностей;

• требование для членов секты регулярно жертвовать ей деньги, передавать в пользование либо собственность секты имущество и недвижимость;

• наличие подразделений секты для выполнения административных, пропагандистских, охранных, контрольно-надзорных, информационных, коммерческих и других задач;

• выпуск печатной, аудио- и видеопродукции, материалов на магнитных носителях, использование в пропагандистских целях компьютерных сетей и адресной рекламы, размещение платных и бесплатных рекламно-информационных материалов в СМИ;

• благотворительность и опека для вовлечения в секту представителей социально незащищённых слоев населения;

• создание собственных досуговых, культурных, медико-психологических, реабилитационных, детских и молодёжных учреждений, летних кампусов и лагерей в целях вербовки верующих;

• повышенное внимание к вопросам образования, учреждение собственных духовных и светских учебных заведений, попытки внедрить религиозно-педагогические наработки и практику занятий с молодёжью в уже существующие образовательные структуры;

• частая и, как правило, бесплатная передача религиозно-пропагандистской литературы в библиотеки, учреждения культуры и образования;

• показная декларация лояльности к закону и послушания властям;

• контакты с государственными служащими для лоббирования интересов секты в органах власти;

• участие в политической жизни путём поддержки определённых политических сил, содействия либо противодействия предвыборным кампаниям отдельных кандидатов, создания общественно-политических объединений, партий и движений;

• сотрудничество с другими сектами и представительствами религиозных объединений зарубежного подчинения, отдельными проповедниками и миссионерами — носителями родственных учений;

• преследование лиц, покинувших секту;

• противодействие организациям и гражданам, занимающимся разоблачением деятельности секты, а также родителям, желающим вывести из-под влияния секты своих детей.

Однако даже этот перечень считается неполным, так как по указанным признакам не могут быть целиком идентифицированы организации сатанистов, группы оккультно-мистического и богоискательского толка, а также квазинаучные (сайентология, астрология, уфология, парапсихология и т.д.) культы. Как бы то ни было, применяя “ленинградский” и “ярославский” определители, можно констатировать, что сегодня на территории Российской Федерации действует до 50 различных тоталитарных сект. Причём независимо от конкретного вероучения пребывание в любой из них не сулит человеку ничего хорошего. Ведь механизмы вовлечения и удержания человека едины для всех деструктивных культов и приводят фактически к одним и тем же результатам — полной дезориентации личности, утрате ею нормальных жизненных ориентиров и общественно-значимых ценностей. Не говоря о том, что человек, попавший в тоталитарную секту, отрекается от Православной веры, а значит — от всего позитивного, что есть в русской истории и культуре.

Многочисленные свидетельства показывают, что контроль сознания прихожан “деструктивных культов осуществляется незаметно для рядовых членов объединения. Вновь приглашённого окружают заботой и вниманием, чтобы он ощутил мнимую заинтересованность в решении его проблем. В результате человек начинает проникаться сектантской идеологией и верить всем речам лидеров культа. Тонкая психологическая обработка, постоянные молитвы и песнопения, непрерывное общение с фанатичными членами секты приводят к тому, что у неофита быстро разрушается способность к критическому восприятию чуждого учения, а постоянная занятость делами организации, плохое и нерегулярное питание, короткий сон постепенно погружают адепта в состояние, когда им легко управлять. Так завершается разрыв прежних социальных связей личности, так происходит её “выпадение” из общества. Результаты страшны: для реабилитации члена секты требуется от 1,5 до 2 лет, да и то при помощи специально подготовленного психолога. Причём происходит такой возврат к реальной жизни далеко не в каждом случае; а общее число реабилитированных никогда не превосходит 20-22 процентов от общего числа обратившихся за помощью.

Возвращаясь к тоталитарным культам, действующим на территории Ярославской области и применяя вышеуказанные определители, мы можем вычленить организации, подпадающие у нас под определение “деструктивных”.

Самая большая группа тоталитарных сект представлена организациями протестантско-харизматического толка.

Во-первых, это широкоизвестный Христианский Центр “Новое поколение”. Возникший в 1990 году, он представляет собой сложную структуру, объединяющую, по некоторым данным, до 5 тысяч сектантов. Юридическое оформление Центра произошло 24 сентября 1991 года, о чём имеется запись №63 в реестре религиозных объединений отдела юстиции Правительства Ярославской области. Там же сказано, что Центр является “харизматической церковью” и создан для “распространения благотворного влияния евангельских истин”, а также “оказания помощи социально незащищённым группам населения”. Однако юридический статус, полученный Центром, не стал гарантией добропорядочности самого объединения. Благодаря организационно-финансовой помощи западных единоверцев, включая известного евангелиста Боба Вайнера, а также поддержке со стороны одноимённой протестантской церкви из Риги, “Новое поколение” быстро превратилось в опасную тоталитарную секту. Ныне это разветвлённая структура, действие которой простирается на весь регион. Штаб-квартира “Нового поколения” расположена в здании Дома культуры “Красный Перекоп”, где проходят генеральные богослужения секты, действует Воскресная школа и различные “просветительские” курсы. Кроме того,“Новое поколение” имеет филиалы во всех крупных городах области (с официальной регистрацией общин в Рыбинске; Тутаевском и Некрасовском районах), собственные учебные, охранные и коммерческие подразделения, а с 1995 года выступает в качестве базы местного филиала “Христианско-демократического Союза — Христиан России” — то есть политической партии, отстаивающей интересы протестантских сект и выражающей стремления евангелистов занять руководящие посты в нашем государстве Про саму организацию более подробно расскажет другой выступающий, а я отмечу, что, к счастью, в последнее время она раздражает не только общественность, но и правоохранительные органы. В частности, буквально на днях областная прокуратура вынесла “Новому поколению” письменное предупреждение за проводимые на богослужениях сеансы массового исцеления — что грубо прожпоречит статье 57 закона РФ “Об охране здоровья населения”. Документ подкрепляется выводами врачей из областной психиатрической больницы, которые; просмотрев видеоматериалы конференции, заключили: под видом религиозной проповеди пасторами секты и заезжими миссионерами проводится прямое и косвенное внушение в индивидуальных и массовых формах. Таким образом, начат отсчёт “грехов” секты, и при получении “Новым поколением” ещё двух предупреждений деятельность организации будет прекращена. Хотелось бы на это надеяться — поскольку роспуск секты официальным путём станет первым на территории России и создаст прецедент для других субъектов Федерации.

Другой харизматической сектой, проявляющей видимую активность в Ярославле и области, является ассоциация “Благодать”, действующая как местный филиал международной протестантской миссии “Грейс”. Штаб-квартира “Грейс”, возглавляемая пастором Ким Гван Сином, располагается в Лос-Анджелесе, а сама организация имеет разветвлённую сеть дочерних религиозных, коммерческих и учебных подразделений, включая “Пацифик Крисстиан Колледж”, духовную семинарию “Талбот” и университет “Биола”.

Основу вероучения секты составляет пятидесятничество, хотя сами активисты “Благодати” предпочитают именовать себя просто “протестантами”. Культ практикует крещение в сознательном возрасте, исцеления при помощи Святого Духа и разносрочные молитвенные посты. Процесс получения “благодати” инициируется как верующими, так и через проповедников (“tim membo”), среди которых много психически неуравновешенных подростков и детей. В распространяемой литературе, куда входит и собственный международный журнал “Благодатная семья”, церковь “Грейс” предлагает “оставить семью, в которой хозяин — Дьявол и перейти в семью Бога”, под которой понимается религиозная община. Среди верующих признаются и поощряются “дары Бога”, проявляемые за счёт публичного исцеления Святым Духом, а также глоссолалии, то есть говорения на иноязыках.

На территории Российской Федерации миссия стала действовать с 1989 года и в настоящее время имеет крупные филиалы в Москве, Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Таганроге, Иркутске, Нальчике, Волгограде, Ессентуках, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Кисловодске и Южно-Сахалинске.

В Ярославле филиал церкви “Благодать” был основан в 1993 году приехавшими сюда гражданами Белоруссии, выпускниками Московской семинарии “Грейс” Виктором Котом (ныне пастор церкви в Иванове) и Виталием Радковичем (ныне пастор ярославской ассоциации “Благодать”). 21 марта они провели первое богослужение с участием 45 человек в институте повышения квалификации работников нефтехимической промышленности на улице Республиканской. По состоянию на конец 1995 года в Церкви приняло крещение ещё несколько десятков человек. В настоящий момент Ассоциация открыла два филиала — в Весьегонске Тверской области и пос. Семибратово Ростовского района, обзавелась собственным коммерческим подразделением — фирмой “Грейс СПЦ”, специализирующейся на выпуске хлебобулочных изделий. Более-менее стабильное финансовое положение позволяет секте содержать несколько помещений, Библейскую школу, распространять религиозную литературу в больницах, учреждениях образования и даже следственном изоляторе. Сейчас Ассоциацией планируется открытие постоянно действующей Библейской школы. Активизируется и пропагандистская “евангелизационная” работа на улицах Ярославля, в городах и районах области.

Среди других протестантских сект, подпадающих под понятие тоталитарных, можно отметить местное отделение Новоапостольской Церкви, которое действует без регистрации, организацию “Жатва Мира” — филиал Христианской ассоциации “Глобальная стратегия” (зарегистрирована в 1995 г.), а также библейское общество “Молоко и мёд”. К сожалению, у нас нет подробной информации о перечисленных структурах, но известно, что там применяются методы воздействия на психику, характерные для тоталитарных организаций.

Внушает большие опасения и деятельность местного филиала Религиозного общества Свидетелей Иеговы, зарегистрированного 11 февраля 1992 года — как сказано в соответствующей графе реестра — для “возвещения имени Иеговы Бога и Его любвеобильных мероприятий в пользу человечества”. В качестве юридического адреса фигурирует квартира ярославца Я.Т.Охотникова, однако реально свидетели Иеговы действуют и в Ярославле, и во всех районах нашей области. Пропагандисты этого опасного учения предпочитают индивидуальные методы работы, а вернее, вербовки верующих. Более того: по тарифу, установленному штаб-квартирой Общества в Бруклине (США), каждый член секты должен проповедовать свою религию не менее 136 часов в месяц. Поэтому со Свидетелем Иеговы можно встретиться где угодно — на улице или в салоне трамвая, на дачном участке, и у дверей собственной квартиры.

Безусловно, в основе этого культа лежат идеи, несовместимые с Православием и вообще менталитетом русского человека. Так, иеговисты утверждают, что весь мир делится на “истинных христиан” (то есть членов секты) и “сатанистов” — всех остальных жителей планеты. Более того: они намекают, что скоро начнётся последняя битва Иеговы с окружающей действительностью, в результате которой все государства, включая Россию, погибнут, а на их месте образуется единая империя во главе с Мировым правительством, после чего, де, и наступит “тысячелетнее царство добра”. Таким образом, под видом агитации разжигается заурядная религиозная рознь и культивируется ненависть к России — что противоречит не только всему Православному учению, но и Конституции страны. Увы, сегодня даже это не мешает открытой деятельности Свидетелей Иеговы на территории Российской Федерации.

При контактах сектанты непременно одаривают человека кипой различной литературы и вручают ему адрес, по которому проводятся богослужения. Применяются и иные виды агитации. Предположим, весной этого года целая кипа журнала секты “Сторожевая башня” была оставлена для бесплатного распространения в ярославском специализированном магазине “Роспечать” на улице Кирова. Такая тактика приводит к быстрому пополнению рядов организации, насчитывающей у нас до 1,5 тысячи членов. Добавлю, что по заявлениям руководства центральной организации Общества Свидетелей Иеговы, их общее число в мире достигает 5 миллионов последователей, а общая сумма затрат на агитацию учения во всём мире ежегодно достигает 50 миллионов долларов. В настоящее время большая часть этих средств “уходит” в российские филиалы, тратится на пропагандистские цели — и поэтому нам необходимо постоянно держать в поле зрения местных иеговистов.

Из нехристианских конфессий тоталитарного толка можно отметить местный филиал “Международного общества Сознания Кришны”. Возникший в начале девяностых годов и зарегистрированный отделом юстиции Администрации области 26 мая 1992 года, он развил достаточно бурную деятельность, заполучив в свои ряды до 150 прихожан. В настоящий момент у ярославских кришнаитов имеется благоустроенное двухэтажное помещение почти в самом центре города, а также несколько ячеек на квартирах. Кроме того, в августе 1992 года прошло регистрацию Рыбинское отделение общества Сознания Кришны, 2 ноября 1993 года получил юридический статус Родичевский Ашрам Московского общества Сознания Кришны в Угличском районе нашей области, а 14 декабря 1994 года в реестре религиозных объединений отдела юстиции появилась запись №171, легализовавшая деятельность Ведического Духовного Университета имени Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады — заведения для подготовки служителей Кришны на территории региона.

Ещё недавно Ярославль пестрел афишами, приглашающими жителей на платные семинары Центра Дианетики — подразделения Сайентологической Церкви американца Рона Хаббарда. Эта религиозная секта существует более трёх десятилетий, объединяет до 5 миллионов последователей и пропагандирует “постижение Истины” путём изнурительных упражнений в сочетании с аппаратными методами, которые воздействуют и на физическое и на душевное состояние человека. Благодари модернистским методам, деятельность местного Центра вызвала большой интерес у студентов вузов, а также творческой интеллигенции. К счастью, сейчас работа дианетиков существенно затруднена, так как после ряда критических публикаций в областной прессе они лишились арендуемого помещения, а руководитель секты отбыл в Москву. С другой стороны, Церковь Сайентологии — сверхбогатая организация, которой ничего не стоит выбросить на аренду площадей огромные деньги. Поэтому можно прогнозировать, что вскоре деятельность ярославского Центра Дианетики возобновиться, вновь вызывая интерес у наивных ярославцев.

Последним тотальным и, пожалуй, наиболее опасным культом, действующим на территории региона, является местное отделение Церкви Сатаны. Возникшее в 1991 году стараниями ярославского рок-музыканта и выпускника исторического факультета ЯрГУ Игоря Бизьи, она имеет несколько подразделений (то есть ковенов из 13 человек) в городах и районах области. Особенно активно действуют рыбинские сатанисты, чьё капище с деревянными идолами располагается от здания городской администрации. В Ярославле поклонники Дьявола представлены сразу двумя группами, одна из которых объединяет подростков, а другая — вполне взрослую публику. Напомню, что настольной книгой каждого последователя этого культа является так называемая “Чёрная Библия”, написанная американцем Ла Веем и требующая регулярных жертвоприношений на алтарь Дьявола. Стоит ли удивляться, что в одном из бесхозных ярославских домов, где собираются молодые сатанисты, находят убитых животных? Я, кстати, нисколько не удивлюсь, если за дьяволопоклонниками числятся и человеческие жертвы — к примеру, граждане без определённого места жительства, которых никто и никогда не хватится...

Впрочем, более подробно о Церкви Сатаны и других тоталитарных культах расскажут следующие докладчики. А я хочу остановиться лишь на одном аспекте деятельности сект — их влиянии на образование и воспитание, то есть процессы, в результате которых молодой человек с одинаковым успехом может стать и достойным патриотом своей Родины, и космополитом, исповедующим чуждые нам ценности.

Естественно, что так называемому мировому сообществу выгоден второй вариант образования и воспитания россиян, для чего мобилизуются весьма внушительные силы. Предположим, на 44-й сессии парламентской ассамблеи Совета Европы, состоявшейся 2 февраля 1993 года, были приняты Рекомендации о религиозной терпимости в демократическом обществе. Если учесть, что в этот период именно наше государство стремилось стать членом указанного Совета, то можно допустить, что и сам документ предназначался в первую очередь для России. Где, понятное дело, должен был рассматриваться не в “рекомендательном”, а в ультимативно-приказном ключе. Хотите, мол, в Совет Европы — извольте играть по нашим правилам и проводить в жизнь нашу, “прозападную”, линию. А она согласно п.16, предполагала “удостовериться, что изучение религий и этических норм является частью общего школьного курса, и работать в направлении... классного обучения для лучшего усвоения и более глубокого понимания различных религий”, а также “обеспечивать в рамках существующих программ обмена учащихся... встречи и дискуссии с информированными представителями различных религий” и “делать известными межрелигиозные организации”. Кроме того, Совет Европы настоятельно рекомендовал разработать проекты “по религиозным изданиям в контексте культурных познавательных программ”. Понятно, что эти и другие “инструкции” Запада долгое время рассматривались у нас как единственно-правильные на пути демократизации отечественного образования. Стоит ли удивляться, что последняя “пятилетка” отмечена неоднократными случаями проникновения пропагандистов чуждых нам религий в образовательные заведения, учреждения культуры, средства массовой информации и другие структуры, формирующие систему мировоззрения жителей страны?

Особое внимание в процессе “окультуривания” россиян уделялось школе — то есть структуре, которая уже по Конституции РФ не имеет права совмещать уроки с пропагандой какой бы то ни было религии. Так, петербургское общество “Библия для всех” прикомандировало своих инструкторов к 58 учебным заведениям города, а в Москве лишь недавно отгремел скандал вокруг центра “Юнивер”, проникшего в 5 школ столицы. По распоряжению начальника департамента образования Юго-Западного округа Москвы Е.А.Ямбурга занятия, проводимые этой организацией, были включены в обязательную программу для всех одиннадцати классов. И только когда дети стали сходить с ума, выяснилось, что их окручивает секта, сочетающая протестантизм, теософию и приёмы психического кодирования. Однако даже этот урок не пошёл впрок, и пока правоохранительные органы разбирались с “Юнивером”, РУНО Черемушкинского района Москвы директивными письмами собирало учителей на “методический семинар”, где заезжие баптисты открыто предлагали ввести соответствующие факультативы в ряде школ.

Впрочем, лихорадка изучения всевозможных религий охватила тогда всю страну, включая и Ярославскую область.

Так, активисты местного отделения Унифицированной церкви Муна организовали поездку 42 педагогов из школ Дзержинского района в учебный лагерь Муна в 1993 году. После этого учителя стали внедрять в школах курс “Мой мир и Я”, подготовленный мунитами. Само преподавание велось по нескольким книгам, в число которых входил специальный учебник для школьников, а также пособие для педагогов и руководство родителям по духовному воспитанию детей. Пропаганда идей корейского “пророка” в подростковой среде завершилась лишь после публикации открытого письма о недопустимости преподавания курса в адрес отдела по делам несовершеннолетних прокуратуры Ярославской области.

Примерно в то же время Ярославль посетили члены индуистской секты известного “коллективными медитациями” в стенах ООП Шри Чинмоя. Пользуясь религиозной безграмотностью, характерной для наших учителей, они вошли в контакт с преподавателями школы № 70, после чего ученики школы, получившие специальную спортивную одежду, знамя Шри Чинмоя и обученные специальным техникам медитации, приняли участие в широкомасштабном мероприятии секты под названием "Бег мира-95".

К сожалению, в ряде случаев контакты сект с педагогами осуществлялись при содействии департамента образования Правительства области. Так, в 1993 году на базе ДКиТ им. Добрынина состоялась учительская конференция, организованная зарубежным объединением “Международная новая жизнь”, известным как “Go mission”.

По свидетельству заместителя директора департамента образования П.Н.Кононовой, просьба о содействии в проведении мероприятия поступила из Министерства образования РФ, заключившего с вышеуказанной организацией договор о сотрудничестве Как выяснилось, в декабре 1992 года между исполкомом проекта миссии и министерством образования РФ в лице зам. министра образования Асмолова А.Г. действительно был заключён “протокол о намерениях”, где стороны обязались взаимодействовать друг с другом “в сфере христианского образования как дополнительного”.

На саму конференцию (кстати, 29-ю по счёту у “Международной новой жизни” на территории РФ) собиралось более 450 ярославских педагогов, а также около 100 протестантских миссионеров. Обучение проводилось на общем пленарном собрании, а затем на секционных заседаниях по 10-12 человек. В результате мероприятия педагогам было настоятельно рекомендовано внедрять в школах области курс “Христианская мораль и этика”, разработанный при активном участии миссии.

Результаты внедрения вышеуказанного курса обсуждались на семинаре учителей и представителей миссии, проведённом городским центром педагогических исследований 22 ноября 1995 года. Как выяснилось, после конференции программу “Христианская мораль и этика” решились реализовать 14 учителей, часть которых (10 из 81 школы) присутствовала при беседе. По мнению учителей, протестантский курс “лучше, чем никакой”, не нуждается в адаптации, поскольку преподаётся в православной стране. Попутно выяснилось, что помимо конференции в ДКиТ Добрынина был организован как минимум ещё один “учительский” семинар, а также курсы американских миссионеров для педагогов на базе 27-й школы города.

Возвращаясь к “Go mission”, надо подчеркнуть, что деятельность миссионеров получила и иную поддержку. После конференции контакты с ними продолжил научно-педагогический центр “Провинциальный колледж”. Согласно заключённому договору, по его линии получила официальное приглашение группа американцев, которая с лета 1993 года работает с местными учителями. Интересно, что по условиям договора о сотрудничестве этим “координаторам” запрещалось заниматься религиозной пропагандой, однако в составе группы оказались члены протестантских объединений “Миссия к миру”, “Путешествия по Библии”, “Навигаторы”, “Духовное Возрождение”, “Новая жизнь-2000”, а также выпускники Библейского института им. Муди, работники фирмы “Паул Джонсон” и отставные военные капелланы. Немудрено, что именно религиозная обработка и легла в основу их пребывания на территории области. Тем не менее, даже после этого “Провинциальный колледж” счёл возможным сохранить полученные связи, перезаключив с миссией договор о сотрудничестве на 1994-1995 года.

Ещё одним альтернативным учебным заведением, где исподволь внедрялся протестантизм, является частный гуманитарный колледж “Русский центр”. Факты свидетельствуют, что на этапе становления этой организации в ней преподавал как минимум один педагог из числа активистов местной баптистской общины.

Вряд ли заслуживает похвалы и частная “Школа-банк”, ученики которой в рамках образовательного обмена посетили в 1996 году один из американских “Ротари-кубов”. Безусловно, работники подобных организаций знают, как делать бизнес, что и продемонстрировали юным ярославским гостям — будущим банковским служащим. Но не надо забывать, что так называемые “ротари-клубы” являлись и до сих пор являются структурными подразделениями масонских лож — то бишь одной из самых опасных для русского человека разновидностей сектантства. И вряд ли посещение таких заведений будет способствовать формированию здорового патриотизма и уважению к национальному менталитету у наших детей.

Проявляют лояльность к сектам и отдельные ярославские вузы. Так, первоначально местный филиал секты Муна базировался в одном из корпусов Политехнического института, где и происходила вербовка желающих съездить в специальные лагеря. В своё время выделил площади “Центру Дианетики” — областному подразделению Сайентологичесмзй церкви Р.Хаббарда и педагогический университет. Благодаря этому ещё недавно в аудитории № 701 главного корпуса вуза продавалась религиозная литература “Центра дианетики”, а 9-10 апреля 1995 года платный семинар дианетики прошёл в аудитории № 202 специального факультета Педагогического университета на Которосльной набережной, 44. Однако самым серьёзным мероприятием в деле насаждения чуждых культов среди студенчества стала конференция международной организации “Христианская молодежь интернейшнл”, проведённая со 2 по 5 апреля этого года в ДК “Красный Перекоп” при участии секты “Новое поколение”. Она была посвещена проблеме евангелизации российских вузов (что уже само по себе нарушает конституционное положение об отделении школы от культов) и привлекла внимание более чем 500 студентов из городов области, ближайших регионов, а также Казахстана. На форум, организованный без оповещения органов местной власти, прибыли и высокопоставленные американские инструктора — президент “Христианской молодёжи интернейшнл” и популярный евангелист Боб Вайнер, его супруга Роза, а также протестантские проповедники Боби Конор и Расти Рассел. В течение нескольких дней они проводили семинары, на которых рассказали о методах вербовки учащейся молодежи. Главной целью юных активистов, собравшихся на конференцию, было создание религиозных ячеек из однокурсников. Пополнять их ряды предлагалось несколькими испытанными методами. Во-первых, за счёт товарищей и друзей по учёбе. Во-вторых, путём элементарного подкупа, когда голодным студентам предлагаются бесплатные завтраки в обмен на их участие в жизни секты. Третий метод подразумевал обработку целой группы сверстников, для чего предлагалось составить список из 10 персон, которые могли бы стать потенциальными сектантами, а затем обрабатывать их при каждом удобном случае. Конечным пунктом деятельности активистов должно было стать создание микроцеркви “при каждом институте, университете, при каждом студенческом общежитии”.

Помимо образования, секты уделяют самое серьёзное внимание средствам массовой информации — мощному рычагу для формирования менталитета. На общероссийском уровне это вылилось в утренние радио- и телепроповеди различных “евангелистов”, псевдохристианские мультфильмы, которые с подачи секты “Дети Бога” транслировало “Останкино”, а также целую серию “познавательных” протестантских программ на канале “Российские университеты”. Не осталось в стороне от процесса промывания отечественных мозгов импортной “благодатью” и местное телевидение. Городской канал, учредителем которого выступает мэрия Ярославля, уже длительное время бесплатно предоставляет свой эфир для показа религиозных программ Ассоциации “Благодать” — местного филиала международной протестантской миссии “Грейс” с центром в США, — чем и заслужил похвалу в газете секты “Благодатная семья”, распространяемой по всему миру. “Господь так расположил сердца руководителей телеканала, что никаких материальных затрат церковь не несёт, — отметил в соответствующем интервью руководитель ярославского филиала “Благодати” Виталий Радкович. — В сеть вещания включены фильмы Института Муди, проповеди Хана Хауки, программа “Клуб-700”, христианские фильмы и мультфильмы. В конце программы мы даём адрес нашей церкви и время проводимых богослужений”. Отличился и учреждённый совместно с администрацией области телеканал “Центр-ТВ”. В течение нескольких дней он показывал цикл “Происхождение”, подготовленный по сценариям Института креационистских исследований. Известно, что эта организация, расположенная в Сан-Диего (шт. Калифорния, США), была создана протестантскими теологами Г.Моррисоном и Д.Гишем для пропаганды сектантских взглядов в школе, студенческой и научной среде. Понятно, что такие видеоролики вряд ли пойдут на пользу местным зрителям, да и россиянам вообще.

Напоследок хотелось бы отметить, что нередко пропаганда чуждых учений осуществляется за счёт попустительства должностных лиц всех уровней. Предположим, областной семинар заместителей глав районных администраций, ответственных за работу с религиозными объединениями (11 января 1996 г), показал, что взаимодействие с сектами зависит от компетенции или просто симпатий чиновников администраций. Так, в течение нескольких лет администрация Гаврилов-Ямского района была лояльной по отношению к деятельности секты “Молоко и мёд”, члены которой приезжали сюда для выступления из Ярославля. Ещё интереснее сложилась ситуация в посёлке Некрасове, где для выступления иностранных миссионеров, приглашённых но линии секты “Новое поколение”, был сдан в аренду актовый зал местной прокуратуры.

К сожалению, наблюдаются факты сотрудничества сект и с подразделениями правительства области. Выше упоминалось о департаменте образования, содействовавшем “Go mission” в проведении конференции для учителей области. Будет интересно отметить, что на открытии этого мероприятия присутствовал и бывший тогда заместителем главы администрации области А.Евдокимов.

Серьёзные опасения вызывает и деятельность департамента по делам молодёжи правительства области. Директор департамента П.В.Дорохов одновременно руководит “Областной Ассоциацией христианской молодёжи и семьи”, выступающей в качестве партнёра протестантского Всемирного альянса ассоциаций молодых христиан (YМCА), про которую ещё пойдёт речь в ходе нашей конференции.

Завершая обзор деятельности различных сект, хотелось бы поговорить о мерах, затрудняющих победное шествие новых культов по территории Ярославской области. Обладая опытом работы в представительных органах власти, я могу констатировать, что проблема проникновения “новых религий” в Россию может быть окончательно решена только на федеральном уровне — а именно путём принятия нового закона о свободе вероисповедания вместо устаревшего документа 1990 года. Однако известно, что все попытки принять современный законодательный акт или “поправить” старый уже наталкиваются на противодействие определённых (и могущественных) сил, которым выгодна ситуация с разгулом зарубежных культов. Таким образом, мы вынуждены волей-неволей считаться со старым законом, дающим сектантам очень широкие права.

Тем не менее, даже в этих рамках можно оказывать пропагандистам иноземных культов определённое противодействие. Я говорю про разработку местных законодательных актов, регулирующих жизнь сект в краях и областях России. В этой связи очень своевременно заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который на встрече с губернатором Пермской области и руководством областного Законодательного собрания прямо заявил, что законы, упорядочивающие деятельность зарубежных проповедников, надо вводить на уровне субъектов Федерации, ибо Государственная Дума не в состоянии это сделать. По его словам, и депутаты, и Президент испытывают сильное давление с Запада при постановке этого вопроса, вследствие чего его решение затруднено.

На сегодняшний день подобные акты приняты уже в ряде субъектов Федерации, где по мере их реализации действительно “затухает” деятельность сектантов. Был разработан и принят в первом чтении закон "О регулировании деятельности религиозных сект, представительств (филиалов) иностранных религиозных организаций, отдельных проповедников и миссионеров на территории Ярославской области" и нашей Думой. Теперь депутатам предстоит принять этот документ в окончательном виде, и мы можем ускорить этот процесс, направив соответствующую просьбу в областной представительный орган.

Однако, уповая на будущее, не надо забывать и о других формах работы.

Во-первых, необходима широкая разъяснительная работа о сущности сект, которую могло бы организовать и Ярославское епархиальное управление, и священнослужители на местах — особенно там, где наблюдается особо широкая деятельность новых культов. Существенную помощь в такой работе могли бы оказать местные средства массовой информации, где, несмотря ни на что, остались православно мыслящие журналисты, а также пресс-службы администраций всех уровней, определённые обязательства которых перед Епархией оговорены в недавно заключённом Соглашении.

Во-вторых, мы до сих пор не использовали “антисектантский” потенциал общественных объединений, партий и движений государственно-патриотической направленности — хотя, напомню, именно пикеты православного объединения “Держава” чуть не сорвали проведение в 1992 году сектантского игрища “Миссия Волга-92” на стадионе “Шинник” и именно патриоты “нажали” на депутатов областной Госдумы, направив им обращение в поддержку создания группы по разработке “антисектантского” закона.

И, наконец, в-третьих. По моему глубокому убеждению, Ярославскому Епархиальному Управлению пора взять пример с Московской Патриархии, где вовремя задумались над созданием собственного подразделения по изучению и противодействию новым культам. Я говорю о Центре сщмч. Иринея Лионского, где и священнослужители и миряне могут получить самую подробную информацию о деятельности любой секты. Думаю, что на фоне растущего числа жертв сект и необходимости их реабилитации Епархия совместно с областной администрацией могла бы изыскать средства на финансирование такого Центра. Вероятно, помочь такой организации на этапе её становления могли бы и спонсоры в лице наиболее крупных предприятий и коммерческих структур, которые вряд ли откажут в смиренной просьбе Ярославского Епархиального Управления помочь создаваемому центру материально.

При подготовке материала использованы источники:

М.Хмельницкий. “Новое поколение” выбирает противозаконные методы. "Золотое кольцо", 14.08.1996.

Аудиозапись беседы с заместителем директора департамента образования и воспитания Администрации Ярославской области Н.Н.Кононовой по факту проведения конференции в ДКиТ им. Добрынина.